Благовещение Пресвятой Богородицы — двенадцатый православный праздник, который отмечается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и составляет ровно 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Праздник установлен в память возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и рождении ею божественного младенца Иисуса Христа. Благовещение имеет день предпраздничный и день послепраздничный, где находится собор св. Архангела Гавриила.
- Благовещение Пресвятой Богородицы. Событие праздника
- История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
- Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение
- Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции
- Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
- Благовещенские храмы и монастыри на Руси
- Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы
- Душеполезное поучение на Благовещение
- 🔍 Видео
Видео:Благовещение Пресвятой Богородице — отец Андрей ТкачёвСкачать
Благовещение Пресвятой Богородицы. Событие праздника
Пресвятая Богородица воспитывалась в храме, куда ее привели родители в трехлетнем возрасте. Когда ей исполнилось 14 лет, она уже не могла жить в храме, ей пришлось выйти замуж, так как ее родители в то время умерли. Предание гласит, что первосвященник знал об обещании Пресвятой Богородицы сохранить ее девственность. Поэтому он решил обручить ее с благочестивым человеком, который будет ее опекуном. Посохи 12 благочестивых старцев из рода Давида оставили на ночь в храме. На следующее утро первосвященник увидел, что посох Иосифа, плотника из Назарета, расцвел. Он был вдовцом со взрослыми детьми, четырьмя сыновьями и двумя дочерьми. Повинуясь воле Божией, Иосиф был обручен с Пресвятой Девой. О Благовещении мы узнаем в Евангелии от Луки:
После этих дней Елизавета, жена его, забеременела, и скрывалась пять месяцев, и говорила: так сотворил со мною Господь в эти дни, когда призрел на меня, чтобы удалить от меня поношение от людей. В шестом месяце послан был от Бога Ангел Гавриил в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу своему, именем Иосифу, из дома Давыдова; Имя Девы: Мария. Ангел вошел к ней и сказал: Радуйся, блаженная! Господь с тобой; благословенна ты среди женщин. Но когда она увидела его, то смутилась от его слов и подумала, что это может быть за приветствие. И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, ты зачнешь во чреве матери твоей, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол отца Его Давида; и будет править домом Иакова вечно, и царству его не будет конца. Мария сказала ангелу: Что будет, если я не узнаю своего мужа? Ангел ответил ей: Дух Святой сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому святое существо будет называться Сыном Божьим. Вот Елизавета, родственница твоя, названа бесплодной, и зачала сына в старости своей, и ей уже шесть месяцев, ибо никакое слово не останется бессильным пред Богом. Тогда Мария сказала: вот, раба Господня; да будет мне по слову Твоему. И ангел ушел от нее. (Луки 1:24-38).
Церковное предание говорит, что непосредственно перед Благовещением Пресвятая Богородица читала книгу пророка Исаии, в которой говорится:
Вот, Дева во чреве матери своей примет и родит Сына, и назовут Его: Еммануил (Ис. 7, 14).
Так велико было смирение Пресвятой Богородицы, что она хотела быть хотя бы последней служанкой того, кто будет избран Богом. В тот момент, когда она была готова всем сердцем служить таинству Воплощения, явился ей Архангел Гавриил с благой вестью.
Видео:БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Протоиерей Олег СтеняевСкачать
История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
В росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, есть изображения Благовещения Пресвятой Богородицы (II-III вв.), поэтому создание праздника приписывается апостолам. Однако появление особого праздника произошло не ранее 4 века. Этому способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство в этих местах церквей, в том числе Базилики Назаретской, на месте явления архангела Гавриила Богородице. Есть сведения, что праздник учредил святой Кирилл Иерусалимский. В конце VII века этот праздник был одним из важнейших в Византии. Примерно в то же время оно распространилось и на Западную Церковь.
Дата 25 марта выбрана не случайно. Одно из первых упоминаний об этом содержится в трудах Ипполита, папы Римского (III век), как о дне распятия Спасителя. Поэтому в основе александрийской и византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи. Есть и связь с праздником Рождества Христова — между ними ровно 9 месяцев. В византийской традиции 25 марта считается днем сотворения мира. Объявление было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, пятый час дня. Таким образом, рождение Христа было в 5500 году от сотворения мира.
Праздник Благовещения всегда приходится на период между четвергом третьей седмицы Великого поста и средой Светлой седмицы включительно, то есть в период Великого поста или цветного триоди.
Видео:Акафист радуйся Невесто Неневестная Благовещению Пресвятой Богородицы аудио молитва с текстом и икоСкачать
Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение
Праздник Благовещения в православной традиции соответствует евангельскому (от греческого «благая весть»). Икону на этот праздник обычно кладут на царские врата, Богородицу изображают наверху с правой половины, а Архангела Гавриила с левой. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Этот праздник настолько велик, что его не отменяет даже пасхальная служба. По особому уставу песнопения из Благовещения и Пасхи могут быть объединены.
Праздничная служба повествует молитвам о праздничном событии, разъясняет смысл сбывшихся ветхозаветных пророчеств. Снова и снова мы слышим объяснения великой тайны воплощения. В стихах, кроме описания события события, выражаются те же мысли, что и вообще в праздниках Богородицы. Сказано, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо снова соединяется с землей, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божества, становимся церковью, то есть храмом Бога. Очень красивы и полны глубокого смысла стихи Великой вечерни, построенные как диалог между архангелом и Богородицей:
Совет Вечного, откройся тебе, нтроковице, гаври1л подарил, ты поцеловался и 3 вещи, радиус земли необитаемый радуисз купино2 не упал1маз радиусз глубина2 непрактичный взгляд, радиусз м0сте к8 нб7сє1м транс и 3 подъема вы0каз, у4жэ їya1kov vi1de raduiz ru1chko божественная манна raduisz разрешение класса. Возвышение Радуиша Гдама, с тобой gD.
Квлсешимис ћкв члк, речь нетленна з нтроков1ца к ґристрати1гу и 3 как ты вещаешь глы более члка со мной рекл є3си2 бГу бхти, и3 сат1тисз во чреве2 и 3 что я буду лер, в 8 просторном месте, и 3 место с suc7enz, и 4 да на херувима восходящего да, не обманывай меня льстиво, небо 2 пойми человек брак є4см не участвует, как ybw нтрочА рождение2.
Бг и 3дже х0щет, є3ства чи1н побеждают, свободна речь и 3 даже больше человека творят, мой 1 веруют с верным глаголом, все же и 3 непорочный взывают 2, будь мне нхнэ по злому твоему2, и 3 родись 2 свободной, плоть мне меньше одолжила, ћкв пусть поднимет бах, ћкв є3ди1н тихий, древний достойный, крайний сош свіем.
На полиелее всегда поется величание праздника или святого, начинающееся со слов: «Величаем тебя…». Расширение объявления специальное:
Ґрагглский голос взывает к тебе. Радиуш Брадованназ, с вами GD.
Канон праздника был составлен в 8 веке. Ее написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в форме диалога Богоматери с архангелом Гавриилом. Канон говорит о божественном снисхождении к людям воплотившегося Спасителя и указывает на необыкновенное величие Пресвятой Богородицы, принявшей в Себя Бога.
Апостол (Евр. II, 11-18) высказывает мысль о том, что для спасения людей Сыну Божию необходимо было принять человеческую плоть. В Евангелии (Луки I, 24-38) содержится рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы.
Тропарь на праздники. Церковнославянский текст:
Нынче спасенье наше начало, и 3 вечная тайна явление, сн7б9ии, сн7дв7ыз бывает, и 3 гаврии1л радость блаженства тёмное и3 ве2 с8 ни1м бцде возопіє1м, радиусз њбрадованназ гд с8 ду.
Русский текст:
Сегодня начало нашего спасения и явление тайны, бывшей от незапамятных времен: Сын Божий становится Сыном Богородицы и Гавриил возвещает благую весть благодати. Потому и мы Богородице восклицаем: Радуйся, радуйся, Господь с тобою.
Праздничный контакт. Церковнославянский текст:
Выбранная война победоносна, как и 3 освободил т шлх, благодаря воскрешению твоих рабов 2 бцде но ћкв и 3му1щи сила не побеждена, т все наши проблемы со свободой2, позволь звать тебя, радуисз невеста незамужняя.
Русский текст:
Тебе, верховный полководец, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, поем песнь победы и благодарения. Ты же, имевшая непобедимую силу, освободи нас от всех затруднений, да вопием тебе: Радуйся, невесте невесте.
Видео:Благовещение Пресвятой БогородицыСкачать
Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции
По силе народного почитания и размерам празднования христианских праздников в сельской жизни с древности день Благовещения Пресвятой Богородицы занимает третье место после Рождества Христова и Святой Пасхи. В трудовых буднях села этот праздник считался днем полного отдыха. Во многих деревнях вечером, с заходом солнца, шли на мельницы и устраивались на соломе для мирного разговора о том, какой будет грядущая весна, как сев, как пахота, какая осень. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, особенно на сельскохозяйственные работы. По народной легенде, солнце в этот день «играет», как на Пасху, на рассвете, и грешники не мучаются в аду. До революции также был обычай выпускать в этот день птиц в клетках как символ объявления свободы всем людям.
В этот день величайшим грехом считалась малейшая физическая работа, даже уход или уход с дороги на заработки. Не праздное веселье, приправленное праздничным гулянием, а именно сосредоточенная, тихая медитация соответствовала этому празднику совершенного покоя, свободы от работы, основанному на неизменной вере и распространенном убеждении, что «в день Благовещения птица не вьет гнезда, девственница косы не заплетает». Ни на один день в году не бывает столько знамений и предсказаний, как на день Благовещения: от него зависело наибольшее число тех верований, которые укрепились на практической экономической основе.
Видео:Благовещение Пресвятой Богородицы. Священник Валерий ДуханинСкачать
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
Древнейшими изображениями Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже в V веке из ранних христиан сложилась иконопись, которая почти не изменилась в византийской и русской иконописи.
Объявление. Пьетро Каваллини, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г
Объявление. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, XIV век
Основные принципы иконографии праздника – двухфигурная композиция, изображающая Архангела и Богородицу.
Объявление. Андрей Рублев, 1408 г. Икона праздничного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире. ГТГ, Москва
Самый распространенный вариант – «Благовещение с пряжей». Богоматерь изображена сидящей за прялкой, ангел с посохом в левой руке импульсивным жестом благословляет Ее и сообщает посланную Господом весть. По преданию, Деве Марии выпал жребий сплести красную ковровую дорожку для Храма в Иерусалиме, ту самую, которая разорвалась надвое, когда умер ее сын.
Объявление. Костромской музей, конец 17 века.
Объявление. Мозаика на алтарных колоннах Софийского собора в Киеве. 11 век
Благовещение со штампами из чрева Божией Матери. XVI век. Музей Сольвычегод
В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») попытка представить идею Непорочного Зачатия.
Грубое объявление. Новгородская икона, вторая четверть XII в
Образы Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в рукописных миниатюрах, скульптурах и вышивках.
Видео:Акафист Благовещению Пресвятой БогородицыСкачать
Благовещенские храмы и монастыри на Руси
В XI веке Ярослав I, окруживший город Киев каменной стеной с входящими в него золотыми вратами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими вратами благовествия пришел ко мне в сей град с молитвами Пресвятой Богородицы и св. Архангела Гавриила — радостей евангелиста. Такой же храм был построен над вратами Новгородского кремля, а потом стало обыкновением ставить церкви Благовещения над вратами всех великих древних монастырей.
Улица Благовещенская церковь в Киеве
На Руси в каждом русском городе было построено множество церквей и монастырей, названных во имя Благовещения. В первую очередь на ум приходит Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Ее написали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца. Позднее собор был перестроен, в 1475 г он сгорел, а в подклете псковские мастера построили новый белокаменный собор (1484-89 гг).
Благовещенский собор в Кремле в Москве
В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, ныне именуемая Благовещенской, служила тюрьмой при Иване Грозном. Богородица явилась узнику, невинно заточенному, и велела молить о царской милости. В это же время на внешней стене башни, обращенной к царским покоям, появилось изображение Благовещения. Затем к башне пристроили храм, который был разрушен в 1930-х годах.
Одна из старейших церквей Благовещения находилась в Витебске (Белоруссия). Согласно легенде, она была построена княгиней Ольгой при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивалась, а в 1961 году ее разрушили, чтобы трамваи могли развернуться. Перестроен в 1993–98 гг в виде XII в.
Благовещенская церковь в Витебске (Беларусь)
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен собор Муромского Благовещенского мужского монастыря в городе Муроме Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского монастыря. В 1612-1616 годах монастырь сильно пострадал от пожаров, кроме того, был разграблен поляками, но вскоре благополучие монастыря было восстановлено, и Благовещенская церковь, по описи 1637 года, «после того, как разрушенный поляками, был возобновлен аббатом». Высокий куб основного объема храма перекрыт замкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд визуально оформлен кокошниками у основания барабанов в каждой из пяти глав. Главный элемент в скромном интерьере – оконные рамы. Барабаны пяти куполов собора очень тщательно украшены.
Благовещенский монастырь в Муроме, основанный в 1553 г
В честь Благовещения Богородицы освящен монастырь в городе Киржач Владимирской области. Время первого основания Благовещенской церкви неизвестно, но в летописях она упоминается уже в 1564 году как каменная. Каждая стена в церкви заканчивается вверху тремя полукольцами и разделена полуколоннами. Алтарь имеет три полукруглых выступа. На сводах устроен восьмигранник, на котором закреплен круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по бокам лепными колоннами. Крест на голове восьмиконечный. В советское время Благовещенский монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах был взорван храм преподобного Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался как склад боеприпасов; в разное время в его помещениях располагался то колбасный, то керосиновый цех. Лишь в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной Церкви и монастырь был восстановлен.
Благовещенский собор, Спасо-Преображенская церковь и колокольня храма Всех Святых Благовещенского монастыря в городе Киржач Владимирской области
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен монастырь в селе Тимошкино Владимирской области. Церковь построена между 1530 и 1540 годами. Благовещенская церковь монастыря — редчайший тип крестильных храмов, являющийся прообразом Вознесенской церкви в Коломенском.
Благовещенский монастырь в селе Тимошкино Владимирской области
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен Никандровский монастырь на Псковщине, основанный в 1585 году. В это же время была построена Благовещенская церковь. В 1665 г монастырь был разграблен поляками, а в 1667 г сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Позднее монастырь был восстановлен. 9 ноября 1928 года монастырь был распущен, постройки переданы военному ведомству для сноса. Здания монастыря были разобраны на кирпичи, из которых был построен военный городок, впоследствии разрушенный немецкими самолетами. После закрытия Никандровской пустыни и сноса части построек местные жители организовали на монастырских землях колхоз. В конце 20 века монастырь начал возрождаться.
Благовещенский собор Никандровой пустыни в Псковской области
В честь Благовещения Божией Матери освящен храм Соловецкого Зосимо-Савватиевского Спасо-Преображенского монастыря на Соловках Архангельской области. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — небольшой одноглавый храм, построенный над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 гг. Начнем с того, что церковь была меньше, с примыкающим с запада оружейным складом, а с севера — деревянным. Его венчала сложная трехъярусная двускатная крыша. Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав притвор, «расстилали» над святыми вратами. После пожара 1745 г двускатную крышу заменили шатровой, деревянные галереи и оружейную построили каменными, окна и арку разорвали. В ходе реконструкции площадь храма увеличилась, над входом построили хоры, церковь включили в объем крепостной стены. Благовещенская церковь была домовой церковью приходского священника и непосредственно соединялась от алтаря с его покоями. Это единственная церковь в монастыре, где сохранилась конструкция иконостаса и почти вся настенная роспись. За свою историю иконостас много раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее обновление перед закрытием монастыря. С 1925 по 1937 год в лагере располагался лагерный музей. В настоящее время монастырь восстанавливается.
Слева направо: Вознесенский собор, колокольня, Никольская церковь, часть купола Троицкого собора, Святые врата с Благовещенской церковью и Спасо-Преображенский собор. Фото С.М. Прокудина-Горского
В честь Благовещения Божией Матери освящен храм Троице-Антонио-Сийского монастыря в поселке Большая Гора Архангельской области. Церковь Благовещения с трапезной и Келарской начали возводить в 1638 г., а завершили в 1644 г. Высокое крыльцо с двумя пролетами было перекрыто цилиндрическими сводами, поддерживаемыми гранеными колоннами; она вела в огромную одноколонную трапезную, из которой можно было войти в церковь и Келарскую. Завершение храма было сделано шатровым. Церковь, трапезная и Келарская помещались в высоком подклете, где на первом уровне располагались хозяйственные службы — кладовые, пекарня. Церковь неоднократно реставрировалась.
Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная фотография
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Сольвычегодске Архангельской области освящен собор. На здании укреплена надпись: «. построено усердием и зависимостью знатнейших людей Строгановых в 1560 году». Эта дата является началом строительства собора. Он был завершен двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм в высоком подклете. Основание собора окружено галереей, которая изначально была открытой. Особое очарование фасаду собора придает широкая полоса — фриз из фигурно уложенных кирпичей в верхней части стены под комаром. Однако сегодняшний собор во многом отличается от оригинала. Часть здания была значительно перестроена.
Благовещенский собор в Сольвычегодске
В честь Благовещения Богородицы в селе был освящен собор. Сновицы во Владимирской области. На месте приходской церкви издавна находился монастырь. Благовещенская церковь датируется 1501 годом и имеет два этажа. После революции 1917 года храм был разграблен и закрыт. Вскоре в нем устроили жилые квартиры. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря располагалась воинская часть. В 1990 году Благовещенский храм был возвращен местной общине Русской Православной Церкви.
Благовещенская церковь в Сновицах Владимирской области
В честь Благовещения Богородицы в архиерейских палатах Суздальского Кремля во Владимирской области освящен домовой храм. Первое указание на постройку каменного здания на архиерейском дворе в Суздале встречается в книге Суздальского собора, где сказано: «В лето 7067 (1559) епископ Афанасий воздвиг теплую каменную церковь на дворе в имя Благовещения с той же палатой…» Постройка этой церкви в 17 веке была перестроена и дошла до нас в таком виде.
Благовещенская церковь в Суздальском Кремле
В честь Благовещения Божией Матери на архиерейском дворе в Суздальском кремле Владимирской области освящен храм. Церковь 1635-36 гг. Позже храм был перестроен.
Благовещенская церковь в Суздальском Кремле
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен надвратный храм Покровского монастыря в городе Суздале Владимирской области. Церковь была построена в 1515 году. На протяжении веков она много раз перестраивалась. В советское время церковь была разрушена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря он был отреставрирован, и в нем была открыта музейная экспозиция. Службы здесь проходят с 1992 года.
Уличная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Покровского мужского монастыря в Суздале Владимирской области
В честь Благовещения Божией Матери освящен надвратный храм Спасо-Евфимиева монастыря в городе Суздале Владимирской области. Первые упоминания о нем мы находим уже в Описи 1628-1630 гг.: «…В Суздале, в предместье Спасской, Евфимиев монастырь. У монастыря. святые каменные врата, у ворот церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и предела Ивана, автора лествицы…». Церковь перестроена и в настоящее время представляет собой небольшой куб над один из проемов святых врат.С востока к нему примыкает высокая, почти в высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада — над вторым дверным проемом — притвор под деревянной крышей.Декор из фигурного кирпича весьма разнообразен, что характерно для эпохи «узорчатости» середины — конца XVII века.
Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен храм в Ферапонтово-Белозерском Богородице-Рождественском мужском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области. Благовещенская церковь с трапезной построена в 1530-1531 гг. Трехэтажная, столбчатая, с закрытым сводом, апсидальная трапезная церковь построена «под колокола». Первый уровень служил пекарней и каменными погребами, на втором была построена церковь, а на третьем — колокольня. Со строительством колокольни колокола были перенесены на новое место.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ферапонтово-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово, Вологодская обл
В честь Благовещения Богородицы был освящен храм на Ваганьково в Москве. Храм был построен в начале 15 века. Позднее (в XVI-XVII вв.) была построена трапезная, а в XVIII в. — Башня с часами. Уже в XVIII веке церковь закрыли и разрушили.
Церковь Благовещения Богородицы в Ваганьково в Москве
В честь Благовещения Божией Матери в селе освящен храм Троицкого Зеленецкого монастыря. Зеленец Ленинградской области. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы датируется 1565 годом. Церковь возвышается высоким кубом над заглубленным крылом, над алтарем, помещенным в нижнюю полукруглую полку. Вершина этого церковного куба окружена тремя желобчатыми карнизами с широкими наличниками между ними, а невысокая крыша завершается шестиугольной двухъярусной главкой. В 1919 году Троице-Зеленецкий монастырь был закрыт и вновь открыт только в 1993 году.
Благовещенская церковь Троице-Зеленецкого монастыря в Ленинградской области
В честь Благовещения Богородицы в селе освящен храм. Степановское Раменского района Московской области. В 16 веке была построена одноглавая белокаменная церковь с двумя небольшими нефами. Благовещенская церковь представляла собой квадратную, сложенную из кирпича, с белокаменной облицовкой, которая сохранилась в нижней части здания до наших дней. Одноглавые нефы с отдельными апсидами окаймляют основной объем. Свод был крестообразным, его следы сохранились внутри. В конце 1680-х — начале 1690-х годов церковь была отремонтирована. После революции храм был закрыт.
Благовещенская церковь в Степановском Раменского района Московской области
В честь Благовещения Богородицы в Аркажах Великого Новгорода освящен храм. Благовещенская церковь у села Аркажи — древнейший образец малых четырехстолпных новгородских церквей XII века. Это одноглавый трехапсидный храм. Современная крыша с восемью скатами появилась при реконструкции обрушившихся крыш в 16 веке. К XVII веку относятся резные панели, появившиеся после того, как старые оконные проемы были зачищены. Храм реставрировался несколько раз.
Благовещенская церковь в Аркажах в Великом Новгороде
В честь Благовещения Богородицы в Великом Новгороде освящен храм, построенный между 1362 и 1466 годами. Двухъярусная галерея с шатровой звонницей над центральной частью объединяет церковь Архангела Михаила с церковью Пресвятой Богородицы. Благовещенской в единый архитектурный ансамбль, расположенный юго-восточнее Ярославова дворища. Нижний этаж галереи состоит из трех пар крепких квадратных колонн, на которых покоятся крестовые своды. Верхний этаж галереи представляет собой вытянутое с юга на север помещение, перекрытое коробчатыми сводами. В годы Великой Отечественной войны пассаж и колокольня были лишены перекрытий и пристроек. Реставрационные и реставрационные работы проводились в 1960-1961 гг.
Благовещенская церковь в Великом Новгороде
В честь Благовещения Божией Матери освящен храм Успенского Псково-Печерского монастыря в городе Печоры Псковской области. Церковь построена в 1541 году. Стены церкви красные, с белыми деталями, включая фронтоны окон и пояс барабана купола, а сам фасад разделен на две части. Кроме того, пояс изготовлен из керамических пластин, покрытых глазурью. Позже, в XVII веке, изменениям подвергся как фасад церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, так и внутреннее убранство.
Благовещенская церковь Успенского Псково-Печерского монастыря
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен собор Казанского Кремля, построенный между 1556 и 1562 годами. Первоначально это был пятиглавый трехапсидный каменный храм с боковыми приделами, пристроенными в конце XVI века — Борисоглебскими и во имя Муромских чудотворцев. Купола старого собора имели шлемовидные купола. Пятиъярусная каменная колокольня была пристроена в конце 16 века. В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная каменная трапезная, шлемовидные купола заменены на луковичные, а центральный купол выполнен в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил собор серьезно перестроиться. С 1817 по 1821 год ветхая трапезная собора была перестроена. Постановлением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года Благовещенский собор был закрыт и передан в ведение музейного ведомства, которое передало помещения собора на хранение в Государственный архив. В 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль».
Благовещенский собор в Казанском Кремле
В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен храм Борисоглебского монастыря в селе. Борисоглебский Ярославской области. Одноглавая Благовещенская церковь построена в 1524-1526 гг. В XVII веке кровельное покрытие, придававшее храму большую стройность и подчеркивавшее его главенствующую роль в общей композиции трапезной и настоятеля, было заменено четырехскатной крышей. Окна храма были разбиты на куски.
Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря в с. Борисоглебский, Ярославская обл
Также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы были освящены монастыри и храмы в Румынии, Чехии, Польше, Грузии, Греции, Египте и Палестине.
Следует сказать, что в честь праздника даже есть город — Благовещенск на Дальнем Востоке, на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и назывался Усть-Зейским военным постом (при слиянии Зеи и Амура). Первый построенный здесь храм был посвящен во имя Благовещения, от которого город и получил свое название. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!
Видео:День ангела. 7 апреля. Благовещение Пресвятой БогородицыСкачать
Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы
Старообрядцы продолжили традицию строительства Благовещенских церквей. К этому празднику приурочен строящийся храм Русской православной старообрядческой церкви в Калининграде и в поселке. Дои Май (Румыния).
Часовня на месте строящегося Благовещенского храма Русской православной церкви в Калининграде
Общины Русской Древнеправославной церкви в Балакове Саратовской области, селе Черемшанка (Казахстан) и селе Усты Нижегородской области также отмечают сегодня праздник святого покровителя.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (БКК). Балаково
Благовещению посвящены церкви поморских общин Архангельска, Таллина (Эстония), села Макаровка (Латвия), города Даугавпилс (Латвия) и часовня Рижской Богоявленской общины (Латвия).
Видео:Благовещение Пресвятой БогородицыСкачать
Душеполезное поучение на Благовещение
…Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Бытие 3:16), эта болезнь разрешается теперь радостью, которую ангел приносит деве, говоря: «Радуйся, исполненная милость! Поскольку Ева была проклята, теперь Мария слышит: «Блаженна Ты». Мария задумалась над приветствием, на что оно похоже: не гнусно ли и злобно ли, какое обращение мужчины к девушке, или божественно, ведь в приветствии упоминается и Бог: «Господь с тобою»? Ангел, во-первых, успокаивает ее сердце от страха, чтобы она приняла божественный ответ в невозмутимой позе; ибо в смущении она не могла как следует выслушать того, что должно было сбыться, — тогда, как бы объясняя вышеназванное слово «блаженна», говорит: «ты обрела благодать у Бога». Быть блаженным значит получить благодать от Бога, то есть угодить Богу, но это счастье общее, ибо многие другие получили благодать от Бога, и Радуйся, Мария, еще никому не достается.
«И ныне зачнешь» — ни одной другой деве еще не было даровано это благо. Сказал: «в утробе матери»; это показывает, что Господь по существу воплотился из ложа девы. Тот, кто пришел спасти наш род, по праву назван «Иисусом», ибо это имя, переведенное на греческий язык, означает «спасение от Бога». Согласно толкованию, Иисус означает Спаситель, потому что спасение также называется «иао». «Он будет, — говорит он, — великим и наречется Сыном Всевышнего». Иоанн тоже был велик, но он еще не был сыном Всевышнего, но Спаситель был велик в своем учении и «Сын Всевышнего» также в учении, ибо учил со властью и чудесными чудесами. Слово было Сыном Всевышнего прежде веков, но не так называлось и не было познано; когда же воплотился и явился во плоти, то называется Сыном Всевышнего, видимым и творящим чудеса.
Когда вы слышите о «престоле Давида», думайте не о царстве чувств, а о божественном, посредством которого Он царствовал над всеми народами через божественную проповедь. «Дом Иакова» — это уверовавшие, как из иудеев, так и из других народов, ибо таковы на самом деле Иаков и Израиль. Как сказано, что он сидел на троне Давида? Слушать. Давид был младшим среди своих братьев; и Господь был в презрении и поношении, как пьяница и винопийец и сын плотника, и обесчещен братьями Своими, сыновьями Иосифа. «Ибо даже братья его, — сказано, — не уверовали в Него» (Ин. 7:5). Давида, несмотря на его благотворительность, преследовали; а Господа, творящего чудеса, оклеветали и закидали камнями. Давид побеждал и царствовал в кротости; и Господь воцарился и в кротости принял крест. Итак, видите ли, в каком смысле сказано, что Он сидел на престоле Давида? Как Давид принял мир чувств, так и Господь принял мир духовный, которому «не будет конца». Царству Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо даже в гонениях мы сияем благодатью Христовой.
… Но посмотрите, что говорит Богородица. «Се, раб Господень, да будет мне по слову твоему»: я малярный стол; пусть писец напишет, что хочет; пусть Господь делает, что Ему угодно. Очевидно, ранее сказанное «как это будет» было не выражением недоверия, а желанием узнать картину; ибо если бы она не уверовала, то не сказала бы: «Вот, раба Господня, да будет мне по слову твоему». Также знайте, что Гавриил означает «человек Божий», Мириам означает «госпожа», а Назарет означает «освящение». Следовательно, когда Бог должен был стать человеком, Гавриил был послан соответствующим образом, что означает «человек Божий»; и приветствие совершается на святом месте, то есть в Назарете, ибо там, где Бог, нет ничего нечистого.
🔍 Видео
Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы.Православный авторский канал Татианы ЛазаренкоСкачать
Мульткалендарь. 7 апреля. Благовещение Пресвятой БогородицыСкачать
Благовещение Пресвятой Богородицы. Николай Сербский Свт.Скачать
Минуту назад! НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ! Всплыли жуткие детали последних минут Александра Саюталина...Скачать
О Благовещении. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Протоиерей Олег СтеняевСкачать
Литургия. Благовещение Пресвятой БогородицыСкачать
Благовещение Пресвятой Богородицы.Скачать
Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы (2012.04.07)Скачать
БлаговещениеСкачать
Благовещение Пресвятой Богородицы. Богородица Вам поможет, если сегодня послушать эту МолитвуСкачать
Благовещение Пресвятой Богородицы, о.Андрей Ткачёв.Скачать