Антипасха

Антипасха Церковные праздники

На христианском Востоке принято называть день «антипасхой», что сбивает с толку современных людей, привыкших к приставке «анти», имеющей значение оппозиции, противостояния. А вот на Западе уже давно принято называть день «октавой Пасхи», то есть просто восьмым днем. «Октавы» православных и католиков совпадают только тогда, когда само Воскресение Христово празднуется Западом и Востоком в один и тот же день (это происходит раз в несколько десятков лет). В 2023 году православная Антипасха приходится на 23 апреля. А вот католический приходится на… 16 апреля, когда православный мир празднует Воскресение.

Антипасха, Фомино воскресенье в православии

Что означает слово (перевод)

Греческая приставка «анти» имеет значение не только «против», но и «вместо», и именно в этом смысле она употребляется в слове «антипасха», вошедшем в славянский язык без перевода. Буквально оно означает «вместо Пасхи», или, как еще можно сказать, «как Пасха».

Видео:Прот.Андрей Ткачёв Что такое Антипасха?Скачать

Прот.Андрей Ткачёв Что такое Антипасха?

Какие изменения в жизни православных

С этого дня:

  • богослужение уже не совершается при открытых царских вратах — тех, что в центре иконостаса; с учетом символизма жертвенника как образа рая, это означает, что праздник великого единения земного и небесного, вселенская радость воскресения закончилась для людей, идущих земными путями, хотя радость Христова остается в сердце;
  • в светлую субботу в последний раз церковь объедет пасхальный поезд;
  • на домашней молитве уже не звучит пасхальное время — христиане снова проводят обычное молитвенное правило; но при этом молитва Святому Духу не читается (будет читаться после праздника Троицы — воспоминаний о сошествии его на апостолов); кроме того, вместо Богородичного гимна «Достойно есть» перед праздником Вознесения на Пасху будет читаться: «Ангел вопиющий о милости… Сын Твой воскрес из мертвых…»
  • пост восстанавливается по средам и пятницам: ради Пасхи на Светлой седмице его не соблюдали, он был «твердый»; Впрочем, разгрузочные дни не строгие: перед Петровым постом можно есть рыбу.
  • подготовка к причащению после Антипасхи распространена; Светлая суббота — последний день (до вечера), когда три канона причащения сменяются Пасхой (читается и последующая).
  •  перед Вознесением Господним всем молитвам (в том числе и благодарственным молитвам о причащении) предшествует трехкратное чтение пасхального тропаря: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим в могилы».

Подготовка к причастию

Готовящиеся к причащению на самой Антипасхе делают это в дни Светлой седмицы, когда церковь не благословляет Великий пост (кроме, конечно, Евхаристии — полного воздержания от пищи и питья с полуночи в день причащения до самого причащения) сам). Однако следует отметить, что пасхальная неделя заканчивается утром Светлой субботы, после того как по окончании литургии разбивается артос и закрываются царские врата.

Поэтому готовящиеся к таинству накануне Антипасхи читают не один пасхальный канон (как в святые дни), а три традиционных: кающихся пред Господом, Богородицей и Ангелом-Хранителем, плюс присоединение к Святому Причастию. Или как священник благословит. Возможно, он посоветует вам прислушаться к собственной душе, которая во второй половине субботы потребует от тела воздержаться от фастфуда, ради предстоящей встречи со Спасителем.

Обратите внимание, что с благочестием подходить к чаше в период отмены воздержания могут те христиане, которые должным образом соблюдали великий пост, неоднократно исповедовались — готовили душу к таинству 48 дней. Приходя к причастию на Светлую седмицу или Антипасху в первый раз или после долгого перерыва с лукавой мотивировкой «Ну, ныне пост запрещен Церковью, литургия служится, короткое правило читаю, быстро исповедуюсь (какая серьезная исповедь это), получу благословение, и пойду причащаться без поста» неправильно, это оскорбление таинства.

Господу нужны наши чистые сердца, а не злые. Во всех случаях меру поста согласовываем со священником.

Для причастия на Пасху

Ко Святому Причащению подходят только те, кто исповедовался и получил разрешение от священника. Вот текст благодарственных молитв ко Святому Причащению

Ну а после восьмого дня по воскресении, перед Вечерей Господней, соблюдается обычный пост с воздержанием от животной пищи, и конечно же читается все правило.

Видео:Что такое АНТИПАСХА ? Протоиерей Владимир НовицкийСкачать

Что такое АНТИПАСХА ?  Протоиерей Владимир Новицкий

Красная горка?

Красная горка — народное, многовековое название Томасовой недели. Впрочем, не только он. Иногда встречается такое имя:

  • вторник после восьмого дня Пасхи;
  • целая неделя.

Такие различия просто обусловлены региональными особенностями.. языческими обычаями, к которым восходят многие народные традиции того времени. Наши предки праздновали в эти дни начало весны, а также нередко играли свадьбы. Кстати, венчания в церкви возобновляются с 8 утра до Пасхи.

Другие традиции включают:

  • «заклинание весны», то есть особые песни и хороводы, «зазывающие» весну, несущую тепло;
  • «крещение мертвыми»; на кладбища приходили крестьяне, клали на могилы освященные яйца и вообще остатки еды со светлой недели — по языческому обычаю «кормили» покойников.

Стоит ли сейчас следовать традициям? Ответ очевиден. Кроме того, церковь не благословляет посещение кладбищ в воскресенье после обеда. Ведь это «малая Пасха», воспоминание о воскресении, торжество жизни, а не время оплакивания смерти. Но иногда все же ходят на кладбища: когда понимают, что не успеют посетить родные могилы на Радонице, в следующий вторник.

Ну а на крайний случай — почему бы и нет. Но все равно нужно начинать день с богослужения, а уж потом переходить к другим делам. Но оставлять еду, тем более — освященную, на могиле категорически нельзя. Это действительно чистое язычество, и такое безумие причиняет большое горе нашим ушедшим близким.

Видео:Фомино воскресенье. Антипасха.Скачать

Фомино воскресенье. Антипасха.

Воспоминание уверения апостола Фомы

Что на самом деле означает этот день? Название церкви — Фомино Воскресенье. Поэтому ясно, что наша мысль должна обратиться к одному из апостолов Христа.

Неделя Фомы, Неверие апостола Фомы

«Неверие Фомы» (1621) Автор: итальянский живописец Джованни Франческо Барбери по прозвищу Гверчино

Это воспоминание о том, как Фома, восемь дней не видевший воскресшего Христа, смело хотел убедиться, что Учитель действительно жив. Когда Господь увидел его ревность, он явился в присутствии всех своих апостолов, и Фома смог прикоснуться к ранам Христа, чтобы убедиться в его воскресении.

Видео:АНТИПАСХАСкачать

АНТИПАСХА

История установления даты и другие факты

Первое письменное упоминание об Антипасхе относится к концу IV века. Об этом говорят как западные, так и восточные источники. По их словам, это был особый день для неофитов – новокрещеных христиан. Как правило, само крещение происходило на Пасху или вечером Великой Субботы. После этого новообращенные всю неделю носили белые одежды, а на восьмую одевались в штатское. Вот как он говорил об этом, обращаясь к новым христианам, Бл. Августин:

«Сегодняшняя радость завершает празднование Пасхи, потому что сегодня одежды неофитов меняются, но так, чтобы добавленная к одежде белизна навсегда осталась в сердце».

Так что если до Фомина воскресенья христиане радовались Пасхе, то теперь они стали шаг за шагом учиться жить с этой радостью в сердце.

Видео:Православный словарь. АнтипасхаСкачать

Православный словарь. Антипасха

Что будет в храме: особенности службы

Литургия Иоанна Златоуста служится на Антипасху. Творение Василия Великого мы услышим не раньше Рождества Христова (подробности).

Антипасха

Цвет Антипасхи красный

Так как день воскресенье, то вечером по обыкновению будет отслужено всенощное бдение, а в самый день — литургия. На богослужениях будут петь специальные песнопения, читать каноны, посвященные апостолу Фоме и его «неверным».

Евангелие воскресной литургии

О самом событии рассказывает только Иоанн Богослов. Его сочинения будут читать. Вот текст в синодальном переводе (в храме он будет на славянском):

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты от страха перед Иудеями, пришел Иисус, стал посреди и сказал им: мир вам! Сказав это, он показал им свои руки, ноги и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус сказал им во второй раз: Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, он дунул и сказал им: приимите Святого Духа! Кому простите грехи, тому простятся; на ком уйдешь, на том и останутся.

Но Фомы, одного из двенадцати, называемого Близнецом, не было с ними, когда пришел Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если я не увижу раны от гвоздей на руках его и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, то не поверю.

Через восемь дней ученики Его опять были в доме, и Фома был с ними. Иисус пришел, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: Мир вам! Потом говорит Фоме: положи сюда палец и посмотри на мои руки; дай мне свою руку и вложи ее в мой бок; и будь не неверующим, а верующим. Фома ответил Ему: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и не уверовавшие. Иисус совершил много других чудес перед своими учениками, о которых не написано в этой книге. Но это написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы верою имели жизнь во имя Его». (Иоанна 20:19-31).

Толкование

Центральной темой этого Евангелия является «уверенность Фомы». Мнения толкователей на этот счет разнятся.

Неверующий?

Одни считают Фому сомнительным, и требуют подтверждения чуда воскресения Спасителя — а потому неверующим. Например, святитель Иоанн Златоуст говорит, что «неверный ищет доказательств, а верный служитель веры».

В пользу этой позиции говорят более ранние рассказы о Фоме, строки Евангелия, в которых говорится о силе прощать грехи, которую Воскресший Господь дает ученикам — среди них, однако, не было Фомы. Может быть, он покинул город в великой скорби после распятия Спасителя? Может быть, он считал, что со смертью Учителя погибла надежда и все живое? Тогда последующее явление Христа стало для него спасением апостола от отчаяния.

Но не только. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что явившийся Господь в точности повторяет слова Фомы, не случайно сказанные им апостолам:

«Сими словами показал Господь, что и тогда Он присутствовал, вездесущий по Божеству, среди Своих учеников, когда Фома, думавший, что Его нет, выразил им свое смущение, когда они рассказали о воскресении.

Фома хотел убедиться в воскресении: он получает несравненно более высокое свидетельство, где уже не считает свидетельство в воскресении. Мой Господь и мой Бог! — восклицает Томас. «Убедившись в твоей божественности, я больше не ищу подтверждения в воскресении. Для Тебя, Всемогущий Боже, возможны все действия, превосходящие человеческое разумение».

«Благое неверие»

Есть и другая точка зрения, которая, напротив, говорит, что Фома не сомневался, но ревновал о Боге, и хотел удостоиться увидеть Воскресшего, как и прочие ученики. Современный богослов иеромонах Иов (Гумеров) говорит, что «было вполне естественное желание утвердить веру на ясных и очевидных доказательствах».

И кстати, нигде в Евангелии не сказано, что Фома действительно прикоснулся к ране Господней, только приводятся его слова:

«Мой Господь и мой Бог!».

Оказывается, ему достаточно было увидеть Воскресшего, чтобы исповедать Его Богом. Поэтому Христос не упрекает своего ученика – но говорит, как и во все века, и обращается в последующие годы к сомневающимся, желающим найти истину христианам:

«Блаженны не видевшие и не уверовавшие».

Благословенный значит счастливый. Да, тот, кто чувствует присутствие Божие в своей жизни, не нуждаясь для этого в чудесах, поистине блажен.

Святые подобны нам?

Наконец, история Фомы полезна для современных христиан тем, что позволяет увидеть учеников Христовых не как «иконы святости» и «столпы церковные», а как обычных живых людей, как любого человека — сомневающегося, поддавшись эмоциям, горю, печали, даже отчаянию. Но — силою Божией преодолеешь все, придешь к святости. И если апостолы подобны нам, то и мы подобны им, и можно нам стать святыми благодатью Божией.

О чем вещает Апостол

В этот день читайте Деяния апостолов, написанные св. Лукой. В храме звучит отрывок из 5 главы, повествующей о чудесах, совершенных учениками Христа после Его вознесения и сошествия Святого Духа.

Больные, немощные получали здравие не только по молитвам апостолов, но даже, как святой Лука «выносил больных на улицы и клал на постелях и постелях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила ими». Так исполнились слова Христа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».

И даже заточение не могло остановить проповеди бесстрашных служителей истинного Бога: последние слова апостольского чтения дня — о том, как они, заточенные, были освобождены ангелом, чтобы еще раз нести людям «слово жизни».

В этом отрывке речь идет не только о первых днях проповеди апостолов, но и о многих последующих годах, когда они несли слово Божие по всей Римской империи и даже за ее пределы. Так легенда говорит о «неверующем» Фоме, что он принес веру жителям Индии.

Сегодняшняя икона: Фомино воскресенье, вторая неделя после Пасхи

Уверение Фомы, сегодняшней иконы

Видео:Проповедь на 2-ю Неделю по Пасхе. Антипасха (2012.04.22)Скачать

Проповедь на 2-ю Неделю по Пасхе. Антипасха (2012.04.22)

Смысл песнопений Фоминого воскресенья

В них содержится понимание истории Евангелия, и воспевается «благое неверие Фомино», которое «ведет верные сердца к познанию». А вот и стихира — как бы ответ на слова Господа о «не видевших и уверовавших»:

«Ныне тебя, Всецарь, / не видящего ока, / но любовью сердца, / верующего в Бога, / в песне воспеваем».

Видео:Что такое "Антипасха"?Скачать

Что такое "Антипасха"?

Какие молитвы читать дома?

В этот день уже совершается обычное молитвенное правило. Можно добавить сегодняшние стихиры, другие песнопения, а также специальные молитвы от святого Фомы: Можно читать, например, канон.

Видео:Антипасха. Неделя 2-я по ПасхеСкачать

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе

А как у католиков?

В Средние века другим названием праздника было «Доминика в Альбисе», то есть «День Господень в Белом» (имеется в виду белые одежды). Это отголосок старой традиции, когда новокрещенные 8 снимали с себя белые одежды в пасхальное воскресенье.

С XVII века у католиков существовала еще одна традиция, также связанная с памятью христиан первых веков: дети стали причащаться в пасхальную октаву. Как когда-то оглашенные, они готовились к этому около года. Во многих католических приходах этот обычай сохраняется и по сей день.

Видео:Онлайн-трансляция братской всенощной: Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола ФомыСкачать

Онлайн-трансляция братской всенощной: Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы

Пасхальная радость продолжается

И так будет продолжаться до праздника Вознесения Господня. В храмах будут звучать радостные песни о «празднике пиров и торжестве торжества», люди будут приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!»

А еще будут особые, радостные даты, помогающие верующим понять смысл пришествия Господа на землю, Его воскресения. Недаром глубочайшее из Евангелий, св. Иоанн.

Краткая информация о следующих датах церковного календаря

Уже вторник после Фоминой недели — Воскресенье Пасхальное поминовения усопших, Радоница (подробности). Затем следуют воскресенья, каждое из которых посвящено евангельскому событию. Теперь кажется, что все они понимаются в свете воскресения Христа:

  • через 2 недели после Пасхи Церковь напоминает своим чадам о женщинах-мироносицах на гроб Спасителя — мироносицах; они были первыми, кто увидел Его Воскресшим; в 2023 году это будет 30 апреля;
  • через неделю, 7 мая — Неделя парализованных; Сегодняшнее Евангелие – это рассказ о великой вере и любви людей, приведших ко Христу своего больного друга, и, конечно же, о том, как Господь ответил на эту любовь, исцелив человека;
  • 14 мая церковь вспоминает женщину из Самарии, уверовавшую во Христа; это именины всех женщин-христианок, имена которых Фотиния и Светлана, ибо именно это имя «жены Самарянки» доносит до нас предание;
  • 21 мая – память о другом чуде Спасителя, исцелившего слепого; мы услышим рассказ не только о самом исцелении, но и о вере и стойкости этого человека, исповедовавшего Господа перед иудейскими первосвященниками;
  • и следующий день, хотя понедельник, 22 мая, тоже будет праздничным: это память о перенесении мощей святителя Николая Мирликийского в Бари;
  • а 24 мая христиане обязательно постараются прийти в храмы: это не только память просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, но и дар Пасхи; в последний раз служба будет совершена при открытых царских вратах и ​​по пасхальному обряду;
  • и четверг 25 мая Вознесение Господне.

Многие не особо замечают символику дня — хотя то, что заверение Фомы произошло на 8-й день после воскресения Христова, упоминается в Евангелии. Число 8 — это не только полнота, но и — Вечность, полнота. Он символизирует будущее. Так для всех любящих Господа Пасха будет вечной, без конца: ведь христиане увидят Спасителя лицом к лицу. Так и сейчас, в трудную земную жизнь, Церковь призывает нас не только праздновать Пасху, но и жить с воскресшим Христом каждый день своей жизни.

Видео:Что такое антипасха?Скачать

Что такое антипасха?

Отрывок из проповеди Антония Сурожского

«Воскресение Христа не устраняет трагического в жизни; Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и превратить ее в победу, но пока на земле есть один грешник, тело Христово остается телом Христа распятого. В вечности Он явится нам именно таким, именно таким, ибо Его распятие говорит о бесконечной любви Божией. нашей жизни и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!..

Но те, кому мы хотим сказать о воскресении Христа, те, кому мы хотим возвестить, что он воскрес, что он Бог, что он победил, как они могут верить, если мы подобны апостолам, которые могут только радоваться как выжившие, но не могут показать ни силы, ни славы воскресения? смерти и теперь, ибо приобщившись смерти Христовой, мы живем — должны жить! — вечная жизнь воскресшего Христа, жизнь Божия…»

🔥 Видео 💥

Онлайн-трансляция соборной всенощной: Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола ФомыСкачать

Онлайн-трансляция соборной всенощной: Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы

АнтипасхаСкачать

Антипасха

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. АнтипасхаСкачать

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы. Аудиотрансляция соборного богослуженияСкачать

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы. Аудиотрансляция соборного богослужения

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе | Всенощное бдение | 30.04.2022 г.Скачать

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе | Всенощное бдение | 30.04.2022 г.

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. АнтипасхаСкачать

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха

2016.05.08. Антипасха. Литургия (на Церковно-Славянском)Скачать

2016.05.08. Антипасха. Литургия (на Церковно-Славянском)

Фома неверующий. Уверение апостола Фомы. Антипасха. Протоиерей Олег СтеняевСкачать

Фома неверующий. Уверение апостола Фомы. Антипасха. Протоиерей Олег Стеняев

Антипасха: название и духовный смысл этого дняСкачать

Антипасха: название и духовный смысл этого дня
Поделиться или сохранить к себе: