Великий канон свт. Андрея Критского

  1. Понедельник первой недели Великого поста
  2. Вторник первой недели Великого поста
  3. Среда первой недели Великого поста
  4. Четверг первой недели Великого поста
  5. Среда (вечер) пятой недели Великого поста

Святой Андрей Критский

Аудио и видео

  • Аудиозаписи Великого канона
  • Видео: ‘Великая вечеря с каноном Андрея Критского
  • Видео: чтение канона патр. Кирилла

Толкования:

  • Кто есть кто в каноне Андрея Критского? Мария Цырлина
  • Великий каноник протоиерей Александр Шмеманн
  • Проповедь литургического увещевания по Великому канону епископа Вениамина (Милова)
  • Великая вечерня с каноном Андрея Критского М. Красовская
  • Канон в покаянном стихотворении преподобного Гавриила Пакатского
  • Великий канон: история и иконографические параллели о.
  • Место Великого канона в хоровом наследии Церкви, о. Игнатий
  • Покаянные уроки в Великом каноне Андрея Критского епископа Виссариона (Нечаева)
  • Покаянные уроки: Гимны на полях Великого канона епископа Филиппа (Симонова). Филипп (Симонов)

Переводы:

  • Перевод иеромонаха Амвросия
  • Перевод митрополита Никодима (Ротова)
  • Перевод в четырех литературных версиях архиепископа Джонатана
  • Перевод епископа А. Милеанта
  • Перевод: Иеромнич Феофан Адаменко
  • Перевод: N. I. Кедров
  • Перевод: Владимир Ковальджи
  • Перевод: Регент Анна Виноградова
  • Новый перевод на православный славянский язык епископа Августина (Гуляницкого)
  • Поэтическая разработка Бориса Херсонского
  • Великий канон на православном славянском языке
  • Великий канон на греческом языке (Τῇ Τετάρτῃ Εʹ Ἑβδοµάδος εἰς τὸ Ἀπόδειπον)

Тесты:

  • Великий канон Андрея Критского
  • Тест 1 на знание Великого канона.
  • Тест 2 на знание Великого канона
  • Тест 3 на знание Великого канона
  • Тест 4 на знание Великого канона

Великий канон — это выдающееся литургическое произведение о жалости и покаянии, которое читается в Церкви во время литургии в определенные дни Великого поста. Святой Андрей Критский сыграл важную роль в записи текста Канона.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный святым с Крита, позже был дополнен другими христианскими авторами.

Хотя это произведение само по себе имело высокие художественные достоинства и огромное богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные авторы нашли способы обогатить и приукрасить его, возведя в ранг высшего литургического образца.

Считается, что первоначальная версия была написана Андреем Критским под влиянием личного опыта и поиска, глубокого покаяния.

Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написанное им уже в преклонном возрасте. Отличительные детали в самом тексте канона подтверждают это: «Я повержен, Спаситель, пред вратами Твоими; не обрати меня в ад, когда я состарюсь» (1-я песнь, 13-й тропарь; нумерация тропарей приведена в полной версии канона в четверг 5-й недели Великого поста), «От юности моей, Христе, я ступал пред заповедями Твоими….. Я умер от уныния» (1-й гимн, 20-й тропарь), «Дни мои прошли, как восходящий сонет: И как Езекия был на смертном одре, да дастся мне лето жизни моей» (7-й гимн, 20-й тропарь).
Говорят, что он написал канон для себя. Считается, что одним из мотивов для написания канона послужил эпизод из биографии святого. Византийский император Филипп Бардан (711-713) был убежденным монотеистом и в 712 году заставил некоторых епископов, включая монаха Андрея, подписать свое осуждение 6-го Вселенского собора. Благочестивый император вскоре был низложен, и православие было восстановлено, но монах Андрей не мог отделаться от чувства, что струсил, и выразил свое раскаяние в тексте Великого канона.

Если предположить, что Андрей составил свой Канон в преклонном возрасте, и что события 712 года могли послужить дополнительным толчком к написанию Великого Канона, то можно предложить расширенную датировку самого произведения: 720-730 годы.

Каков был первоначальный объем канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, никто не сомневается, что покаянные тропари (основная их часть) были составлены автором. С другой стороны, можно однозначно утверждать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея были добавлены после 11 века. Однако исследователи расходятся во мнениях относительно происхождения тропарей Троице и Богородице. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что ирремосы не принадлежали Андрею Первозванному, но монах Иоанн Дамаскин добавил их в канон позднее. I. A. Карабинов считал, что ирремосы были составлены самим Андреем, но, говоря о его канонах в целом, он заявлял: «Троичны» и большая часть «Богородицы» в канонах Андрея Первозванного, скорее всего, не принадлежат ему, поскольку есть некоторые рукописи, в которых нет «Троичны», а «Богородицу» поставил кто-то другой. Возможно, Троица и часть Девы Марии принадлежат перу святого Теодора Студита. Наконец, наш современник Protodecon V. Василик заявляет: «Великий канон» изначально был полным произведением, только тропари, посвященные Андрею Критскому и Марии Египетской, относятся к позднему времени….. все остальное принадлежит святому Андрею».

Почему канон назван Великим?

Главное отличие Великого канона от остальных — объем его содержания: в современной Триоди только Великий канон содержит 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь святой Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 тропарей Троицы и 11 марианских тропарей, то получится в общей сложности 272 песнопения канона, который используется в канонической службе в четверг 5-й недели.

Между тем, его называют Великим каноном не только за его огромное содержание, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность материала и проникновенность выраженных чувств. Исследователи Великого канона отмечают много общего в его содержании с трудами отцов Церкви Иустина Философа и Павла. Они также находят сходство между трудами святого Иустина Философа, святого Григория Богослова, святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, святого Евагрия Понтийского, святого Максима Исповедника, святого Романа Юного и многих других.

Исторически канон проходит через всю историю Ветхого и Нового Заветов, от жизни Адама и Евы, через времена патриархов, царей и пророков, до жизни Христа и Его последователей. Подавляющее большинство тропарей в гимнах 1-8 описывают события из Ветхого Завета, а темы Нового Завета полностью появляются только в гимне 9 и в конце некоторых гимнов 1-8. Однако есть и такие гимны, в которых аллюзия на Новый Завет либо отсутствует (ст. 7), либо едва заметна (ст. 3). Гимн 8 содержит четкую границу между «ветхозаветными» и «новозаветными» тропарями: тропарь «Ветхий Завет все приближал к душе твоей, к подобию…» как бы подводит черту под ветхозаветной темой.

Тематически Великий канон затрагивает такие важные разделы православного учения, как догматический, нравственный и аскетический, подчеркивая мерзость и опасность греха, показывая красоту добродетели.

Начавшись со слов, выражающих надежду и упование на Бога как Помощника и Защитника, канон воссоздает плач души, кающейся в грехах. Тема глубокого личного покаяния связана с темой отношений между Богом и человеком в целом, а также с темой личного преображения и обожествления. Таким образом, каждый отдельный поклонник оказывается в целостной взаимосвязи с судьбой мира.

В каноне приводится много примеров, поднимающих настроение, взятых из жизни участников библейской истории: от позора, нечестия и беззакония до сокрушения, самоотречения и христианских усилий. Эпизоды из Ветхого Завета гармонично перемежаются с отрывками из Нового Завета и упоминаниями о Господе Иисусе Христе.

Раскрывая духовное состояние грешников и праведников, описывая их взаимоотношения с Творцом, канон побуждает слушателей и читателей задуматься над собственной жизнью, погрузиться в нравственный самоанализ; предостерегает от зла, поощряет добродетель, учит помнить о Божественной Истине и Милосердии, терпении и Любви.

Главной целью творческого порыва Андрея и авторов, дополнивших текст, было расположить грешника к сердечной молитве, неприхотливому, искреннему покаянию, крепкой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или укрепить) желание подняться от состояния душевного уныния к состоянию святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

По преданию, общецерковная практика чтения канона во время богослужения сформировалась и закрепилась после сильного землетрясения в Константинополе в 790 году.

В то время, чтобы спастись от последствий землетрясения, монахини, уповая на Бога, читали канон наедине. Со временем к нему обратились и другие христиане, используя его при стихийных бедствиях, а позже его стали читать повсеместно, во время Великого поста.

В современной практике Великий канон читается дважды во время службы: отдельными частями в первые четыре дня первой недели Великого поста и полностью в четверг пятой недели Великого поста (если Благовещение или доминиканский праздник выпадает на четверг, служба переносится на вторник пятой недели).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: