Великая Среда Страстной Седмицы

Среда Страстной недели внесла свои коррективы в жизнь православных христиан всех поколений. Великая жертва и подлое предательство, любовь и ненависть, добро и зло, Христос и дьявол, каждый выбирает свой путь.

Страстная среда — это время для размышлений о великой жертве и предательстве, примером которого является помазание Иисуса женщиной и действия Иуды Искариота.

Подвиг поклонения и миропомазания Иисуса

В среду вечером, когда еще не увяли цветы и пальмовые ветви, устилавшие путь Иисуса при входе в Иерусалим в Вербное воскресенье, события в окружении Иисуса начали кардинально меняться.

С этого дня Спаситель больше не проповедовал в Иерусалимском храме, а проводил время со своими учениками, оставляя им откровения и учения.

Фарисеи активизировали свою грязную работу, ища возможность уничтожить Миссию, и Иуда Искариот помогал им в этом.

Пророчески предвидя будущую смерть Спасителя, одна женщина, в Библии ее называют Марией, пришла в дом, где собрались ученики со своим Учителем Иисусом. Некоторые апостолы описывают ее как грешницу, другие называют ее просто Марией, а некоторые историки склоняются к тому, что это была Мария Магдалина.

Для нас, современных православных христиан, это не имеет значения; главное, что последователь учения Христа узнал в Нем Бога и пришел поблагодарить Его за прощение грехов и будущее спасение.

Она принесла мазь, драгоценное масло, цена которого была 300 динариев. В одной из притч в Евангелии от Матфея 20 людям платили по 1 динарию за день работы в винограднике, поэтому цена алебастрового кувшина была эквивалентна почти годовой зарплате обычного рабочего.

Женщина разбила кувшин и возлила мирру на голову Учителя, омыла Его ноги своими слезами и вытерла их своими волосами.

Мария омывает ноги Иисуса

Ученики были возмущены тем, что они считали бесполезной тратой времени и прикосновением грешной женщины к Учителю. Иисус понял их мысли, выслушал их возмущение и ответил, что они и не подумали предложить Ему воды, в то время как женщина, осознавая свою греховность, принесла все, что у нее было, только чтобы получить благословение и очищение.

Безмерная вера и жертва Марии стали подвигом прославления и искупления ее грехов. Мы с удивлением читаем в Библии, что одна женщина смело вошла в дом, где собрались ученики и Христос.

Подробнее о женщинах в православии:

  • Святые женщины, равные апостолам.
  • Икона святых женщин, носящих миро
  • Мощи святой княгини Ольги

Историки говорят, что Симон был очищен от проказы, а смелость Марии была основана на ее вере в исцеление, данное Иисусом.

Ранее женщины демонстрировали свою веру, открыто приходя к Спасителю со своими нуждами и просьбами. В качестве примеров можно привести женщину, страдающую от кровотечения, самарянку у колодца или хананеянку, просящую о своей дочери, которая была одержима бесами.

Женщина, принесшая миро, призналась, что она большая грешница, пришла в дом без особой нужды, пришла поблагодарить и прославить. Марии не нужны были аплодисменты толпы, но ее подвиг самоотверженности и любви стал показателем.

В Евангелии от Матфея 9:15 мы читаем, что Иисус сказал, что ожидает от людей милосердия, а не жертвенности, что Мария и исполнила как пример для будущих поколений христиан. Как часто мы, современные христиане, осуждаем людей за благословение храмов, когда в мире так много нуждающихся, но те, кто так поступает, воздают славу Спасителю.

Это важно! Бог, видя кающееся сердце, готовое заплатить за свое спасение все, что угодно, и речь идет не только о деньгах, но и о времени, изменении жизни, характера и сознания, непременно раскроет Свои объятия. Бог принимает самого падшего грешника, если он искренне раскаивается в своих грехах.

В среду Страстной недели, во время утренней и вечерней литургии, читаются стихи преподобного Кассиана по этому случаю.

Тропарь

Женщину, преданную многим грехам, Божественное Существо Твое, Господи, как мироносица, плача, приносит Тебе миро перед погребением, говоря: горе мне! Огонь безудержного прелюбодеяния, темная и безлунная ночь греха. Склонись к вздохам моего сердца, о Небо, согбенное Твоим невыразимым изнеможением, чтобы я поцеловал своими волосами Твои ноги, те самые ноги, шаги которых Ева услышала в Раю и в ужасе убежала. Множество грехов моих и бездну судов Твоих кто увидит? Спаситель души моей, безмерно милосердный, не презри раба Твоего.

К Тебе, Сыну Девы, познавшему Бога, говорила блудница, умоляя с плачем, как сделавшая многое, достойное слез: «Отпусти долг, как я распускаю свои косы; возлюби любящего, справедливо ненавидящего, и я буду проповедовать среди мытарей, о Человек-благодетель».

Блудница смешала драгоценное миро со слезами своими и возлила его на чистые ноги Твои, облизывая их. Ты мгновенно оправдал ее; даруй нам прощение, Ты, Который страдал за нас и спас нас.

Когда грешник принес мазь, ученик вступил в сговор с провинившимся. Один радовался, расточая драгоценное мирро, а другой спешил продать бесценное. Один познал Господа, а другой отдалился от Него. Тот обрел свободу, а Иуда стал рабом врага. Страшное дело — пренебрежение, великое дело — покаяние: даруй мне Спасителя Твоего, пострадавшего за нас, и спаси нас.

О жалкая судьба Иуды! Он увидел, как блудница целует подножие, И замыслил коварный поцелуй. Она заплела косы и связала в ярости, неся вместо мира зловонную злобу, ибо ревность не может предпочесть полезное. О жалкая судьба Иуды! Избавь нас от этого, Боже, души наши!

30 сребреников — цена предательства

Иуда Искариот был среди учеников, неся деньги для пожертвований, чтобы раздать их бедным. Иуду больше всего возмутила необоснованная цена в 300 динариев, ведь он сам был вором. (Иоанна 12:5-6).

Поцелуй Иуды

Этот великий подвиг самопожертвования был совершен параллельно с подлым предательством, которое можно сравнить с ударом ножом в спину близкого друга. Кто был Иуда и почему он сделал это, проведя 3 года с Иисусом, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи об этом еврее. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за что был наказан носить воду ртом на гору, чтобы полить дерево.

Иуда не мог не слышать о чудесах, совершенных человеком по имени Иисус. Многие люди искали встречи с Ним, среди них:

  • неизлечимо больные;
  • одержимых бесами;
  • страдающих от сухости конечностей;
  • прокаженные;
  • слепых и глухих.

Все, кто приходил к Учителю, получали исцеление, причем бесплатно. Возможно, Иуда надеялся узнать все это и затем заработать много денег, потому что женщина, у которой 12 лет текла кровь, потратила все свои сбережения на лекарство. Став богатым, Иуда смог обрести власть.

Возможно, читая, как и все евреи, пророка Даниила (Дан.7:14), он надеялся занять свое место рядом с будущим царем Израиля.

В течение трех лет Иуда должен был сопровождать Учителя по городам, иногда ночуя посреди сельской местности, терпя голод и холод, но чего только не приходится терпеть ради удовлетворения своих амбиций. Шло время, но Мастер не стал королем, более того, его начали преследовать уважаемые в городе люди, и его мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как другие ученики? Почему он никогда не называл Его Господом, а только Учителем, что на иврите звучит как раввин. Предатель осмелился сделать грязную работу за 30 сребреников, которых хватило бы на покупку небольшого участка земли.

30 сребреников Иуды

Некоторые историки пытаются представить Иуду как жертву, потому что он выполнял миссию по предательству Христа. Мастер не мог быть причиной смертного греха, поэтому все его проповеди о любви были бы ложью.

Верхом лицемерия был поцелуй, которым предатель показал римским солдатам Учителя. Почему злобный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невинного человека? Осознав, что он сделал, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, а затем пошел и повесился.

Священники отказались положить деньги за кровь в сокровищницу храма, потому что знали, что это плата за невинную кровь. Иисус был распят не как раб, потому что смерть на кресте была наказанием для преступников, а как Царь, с титулом «Царь Иудейский», прибитым к Его голове. Он выполнил Свою миссию на земле и принял смерть как Царь.

Иуда увидел, что предал посланника небес, и раскаялся, но ему не хватило веры, чтобы покаяться. Бывший ученик Христа повесился от стыда. Мог ли он жить? Он мог бы, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и в спасение Христа.

Петр трижды предавал своего Учителя, отрекся от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, поверив в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, неверующие, совершаем грех, предавая нашего Спасителя, но у нас есть великий дар прощения по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все верующие в Него могли в будущем попасть на небеса.

Особенности богословия в Страстную среду

В Страстную среду храмовые службы проводят параллели между грешником, угодившим Богу, и учеником, предавшим Иисуса. Каждый христианин произносит предписание этой молитвы перед тем, как идти в храм на исповедь.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Боже, больше, чем блудница, принесла я слез к Тебе в облаке; но я молюсь Тебе в тишине и целую Непорочные Ноги Твои любящими руками; как Господь дает мне прощение долгов моих, так и я взываю к Тебе, Спаситель, избавь меня от злых дел моих.

Перевод с православного славянского на русский язык

[Совершив больше беззаконий, чем блудница, я вовсе не приношу Тебе, Пресвятая, потоков слез, но в безмолвной молитве смиренно преклоняю пред Тобой колени, с любовью целую Непорочные Стопы Твои, чтобы Ты, как Господь мой, даровала мне отпущение грехов моих, и взываю: «О Спаситель, избавь меня от мерзких дел моих»].

Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

В тот день Христос приходит в дом фарисеев, и грешница подходит к Его ногам и падает с плачем: «Видишь, что я погряз в грехах, отчаялся в своих делах, неустрашимый Твоей благостью; даруй мне, Господи, прощение моего нечестия и спаси меня.

[Пришел Христос в дом фарисея, и пришла грешница и пала к ногам Его, взывая: «Призри на меня, погрязшего в грехе и в отчаянии из-за моих злых дел, но не отвергнутого Твоей благостью, и дай мне, Господи, отпущение грехов моих и спаси меня».]

Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Приди ко мне, Госпожа, нечестивая и оскверненная, проливающая слезы, любящая своего Спасителя, исповедующая свои страсти: как мне смотреть на тебя, Господи? Как буду взирать на Тебя, Владыко, ибо Ты пришел спасти блудницу; Ты вывел меня из глубины, Ты вывел Лазаря из гроба на четвертый день; прими меня, Господи, и спаси меня.

[Злая и оскверненная женщина пришла, проливая слезы у ног Твоих, Спаситель, исповедуя свою страсть: «Как я взираю на Тебя, Учитель, но Ты Сам пришел спасти блудницу; восстанови и меня, мертвую женщину, Ты, Который на четвертый день воскресил Лазаря из могилы; восстанови меня из глубины». Возьми меня, о несчастный Господь, и спаси меня].

Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Господи, впавшая во многие грехи, ощутившая Божественность Твою, принявшая на себя служение мироносицы, рыдает пред погребением Твоим: «Горе мне, говорю: эта ночь для меня — разжигание безудержного прелюбодеяния, но она темна и безлунна — расплата за грех». Возьми мои источники слез, и вместе с облаками сделай воды моря. Приклони плач сердца моего, Отче Небесный, неизреченным сиянием Твоим, чтобы я прославил стопы Твои и снова поднял голову мою, которую в Эдеме Ева в полдень, навострив уши, спрятала от страха. Грехи мои многочисленны, и суды Твои обильны; Спаси душу мою, да не презришь меня, раба Твоего, имеющего бесконечное милосердие.

[Господи, женщина, погрязшая во многих грехах, чувствуя Твою Божественность, взяв на себя обязанность мироносицы, перед погребением Твоим рыдает перед Тобой и говорит: «Горе мне, ибо муки воздержания для меня — ночь; любовь к греху — тьма без света». Прими фонтан моих слез, Ты, правящий в облаках волнами моря. Склонись к стенаниям моего сердца Ты, склонивший небеса ради Твоего снисхождения. Я целую и заново вытираю волосами головы Твои чистые ноги, чей шум, услышанный моими ушами, Ева в раю днем скрывала со страхом. Спаситель души моей, у меня много грехов, но кто исследует бездну праведности Твоей? Не презри меня, раба Твоего, Ты, у Которого безмерное милосердие».

Пресвятая Богородица, спаси нас.

С чистыми душами и чистыми устами придем возвеличить непорочную и чистую Матерь Непорочную, через Которую мы молимся Рожденному; помилуй души наши, Христе Боже наш, и спаси нас.

[Придите, с чистыми душами и непорочными устами, возвеличите Непорочную и Непорочную Мать Иммануила, вознося через Нее рожденному от Нее молитву: «Помилуй души наши, Христе Боже, и спаси нас».

На утрени начинается таинство исповеди и миропомазания. Каждый, кто искренне раскаивается и готов предстать перед Богом, может быть помазан, получить печать Божьей благодати.

Вечерняя проповедь посвящена теме омовения ног в мире и предательстве. Читаются следующие стихи.

Глава 1.

К Тебе, Сын Девы, познав Бога, говорила блудница, умоляя с плачем, как и многие достойные слезы: «Отпусти долг, как я отпустил похвалу; возлюби любящего, праведно ненавидящего, и я буду проповедовать среди мытарей о Тебе, Человеке-благодетеле».

Блудница смешала драгоценную мирру со своими слезами и возлила ее на Твои чистые ноги, облизывая их. Ты сразу же оправдал ее; даруй нам прощение, Страдалец за нас, и спаси нас.

Когда грешник принес мазь, ученик вступил в сговор с провинившимся. Один радовался, расточая драгоценное миро, а другой поспешил продать бесценное миро. Один познал Господа, а другой отдалился от Него. Тот обрел свободу, а Иуда стал рабом врага. Страшное дело — пренебрежение, великое дело — покаяние: даруй мне Спасителя Твоего, пострадавшего за нас, и спаси нас.

О жалкая судьба Иуды! Он увидел, как блудница целует подножие, И замыслил коварный поцелуй. Она заплела косы и связала в ярости, неся вместо мира зловонную злобу, ибо ревность не может предпочесть полезное. О жалкая судьба Иуды! От него, Боже, избавь наши души!

Литургия заканчивается выходом священников из Солеи, поклоном всех присутствующих и чтением молитвы Сираха.

Примечание: В церквях не совершаются алтарные поклоны перед Святой Троицей, только перед тканью, в которую был завернут Христос для погребения — Плащаницей.

Страстная неделя — это день всеобщей исповеди.

Разрешенные дела в среду, на что наложен запрет

В Страстную среду, перед Великим четвергом, христиан обливают святой водой и дают ей высохнуть, не вытираясь. Этот ритуал символизирует очищение тела и готовность к исповеди.

О других днях Страстной недели:

  • Святой четверг
  • Святой вторник
  • Страстной понедельник

В этот день обязательно посещение православного храма утром, так как на этой неделе утренняя литургия уже не совершается. Во время вечернего богослужения совершается таинство Исповеди.

Строгий пост характеризуется сухим голоданием. Проводится генеральная уборка дома.

Запрещается:

  • рубить дрова;
  • взять в руки иглу и спицы;
  • пренебрегать молитвенным правилом дня.

Важно помнить, что в этот день откладываются домашние дела, но не из суеверия, что за работу будет наказание с небес, а для того, чтобы освободить время для духовных дел, для подготовки к празднованию Пасхи.

Мы завершаем Чистую среду Страстной недели рассмотрением благодати, предательства с искренней скорбью о поступках, которыми мы предаем Страсти Господни.

Помните, что каждый делает свой собственный выбор, что вы выбираете — милосердие или непрощение?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: