Святой благоверный князь Александр Невский

«Два подвига Александра Невского — подвиг борьбы на Западе и подвиг смирения на Востоке — ….
преследовали одну цель: сохранить православие как моральную и политическую силу русского народа.
Эта цель была достигнута: подъем русского православия
была совершена на земле, подготовленной Александром.

Г. В. Вернадский

6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память одного из самых известных и почитаемых святых Русской земли — святого князя Александра Невского. Неутомимый защитник своей Родины, проницательный полководец-завоеватель, тонкий дипломат и искусный правитель, и в то же время благочестивый христианин и смиренный молитвенник, принявший перед смертью образ великого ангела — таким предстает перед нами образ святого русского князя, широко известный как в церковных, так и в светских кругах.

О великом князе Александре Ярославиче. Из Лицевого летописного свода

«Сей добрый и благородный, богопротивный и похвальный великий князь Александр Ярославич, восьмое колено самодержавного и церковного царя и великого князя Владимира Святославича, просветивший Русскую землю святым крещением, от Рюрика одиннадцатого колена, за свои многочисленные и славные добродетели снискал похвалу не только от людей, но и от Бога; Ибо от юности своей и с первых ногтей был научен всем добрым делам богобоязненным отцом своим, богоносным и величественным Ярославом Всеволодовичем, и святой матерью своей, богобоязненной великой княгиней Феодосией, называемой в монашестве Ефросиньей, которой он был воспитан во всех добрых учениях. И страх Божий поселился в его сердце в стремлении соблюдать заповеди Господни; ибо он поклонялся чинам священников и монахов.

Князь Александр Невский. Обладатель титула .

Князь Александр Невский. Титулярный

В юности он всегда посвящал себя кротости и воздержанию, хранил целомудрие души и тела, умножал кротость и избегал тщеславия, очень усердно трудясь над этим. Он воздерживался от чревоугодия, ибо знал, что плотское обжорство разрушает чистоту, мешает бдительности и противостоит другим добродетелям. Но в его устах постоянно звучали божественные слова, которые радовали его больше, чем мед и соты. Он жадно читал их, слушал и хотел воплотить их в жизнь. Его родственники видели, что он превосходит себя во всех добродетелях и стремится быть полезным, а видя, как он стремится угодить Богу и горит божественным, небесным желанием, он умалял перед людьми все доброе и честное, что было в нем, и не выставлял напоказ его духовную многочисленность. И из смирения он всячески скрывал свои многочисленные добрые дела.

Хотя он был прославлен Богом честью земного царства и имел жену и детей, он накопил наибольшее количество смиренной мудрости из всех людей. Он был высок и красив, как Иосиф Прекрасный, а сила его принадлежала Самсону, и голос его звучал среди народа, как труба. Мещане вышли и разбили его полки; он сам пошел против них и обратил их войско к воротам города, а своей свите, смеясь, сказал: «Почему они оставили меня одну?» Таким образом, великий князь Александр Ярославский побеждал везде и никогда не был побежден.

Великий князь Александр Ярославский. Миниатюра от LLS

Великий князь Александр Ярославский. Миниатюра от LLS.

Велико было его милосердие, как и его богобоязненный отец Ярославль, во всем идя по его стопам, он дал много золота и серебра за пленников, посылая к царю Батыю в Орду за русинов, находившихся в плену у нечестивых татар. Он искупил их и спас от безжалостного рабства и от многих бед и несчастий.

Сам он всегда был под защитой Бога и от всех врагов везде был неуязвим, и Господь прославил его Своим милосердием к нему. И был Он страшен и грозен для всех врагов, и везде при имени Его трепетали. А мудрость и проницательность его ума, как и Соломону, были даны от Бога. Но превыше всего он ценил справедливость и часто наставлял своих бояр в писаниях Божьих, чтобы они прежде всего просили у Бога мудрости, воздерживались от пьянства, смиряли себя перед Богом и не пренебрегали праведным судом, и не были пристрастны к сильным, не брали несправедливых наград, не обижали никого, но выбирали обиженных из рук делающих зло, и не брали ничего сверх того, что им причитается, но довольствовались своим приобретением. И так он говорил неоднократно, иногда, чтобы устрашить их своей властью, а иногда, чтобы напомнить им о вечном наказании, когда на Страшном суде Христос будет судить каждого по его делам. Князья и весь народ, видя, какую мудрость дал ему Бог, ничего не могли ответить, но единодушно обещали сделать все, что он велел. И поэтому он мужественно и справедливо правил своим Богом данным царством.

И пошла слава о нем во многие дальние страны, и многие искали его. И уже тогда повсюду ходили слухи, что по воле Божьей нечестивый царь Батый сделал много зла великой русской земле. И там, где княжил этот благословенный Александр со своим отцом Ярославлем, в Великом Новгороде, какая-то божественная сила не позволяла безбожникам приближаться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где они должны были находиться и воевать с ненавистными врагами — литовцами и немцами. И везде, оставленные Богом, эти дикие татары не воевали против них».

Житие Александра Невского

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, крещенным Феодосием. С раннего детства святой князь был благословлен на военное служение во Имя Божие для защиты Русской земли. По обычаю того времени, в возрасте четырех лет он принял воинский постриг от Симона, епископа Суздальского, который был совершен в Преображенском соборе в Переяславле. Церемония проходила следующим образом. Мальчика поставили перед императорскими воротами и прочитали над ним молитву, прося благословения Господа. Затем им обрезали волосы в знак того, что ребенок был посвящен Богу. После ритуала ребенка сажали на лошадь, что означало его будущую независимость. В его руки вкладывалось оружие, обычно лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Начался самый сложный период в истории России: с востока шли монгольские орды, с запада — рыцарские. В этот страшный час Божественный Промысел воздвиг для спасения России святого благоверного князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя Русской земли.

«Черные годы» — Именно так называется эта эпоха в истории русской земли. После ураганного нашествия монголо-татарского Батыя в 1237-1240 годах, когда сила Руси была подавлена, а десятки городов разорены, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшихся в страхе перед новыми нашествиями. Новгородская и Псковская земли, к счастью, избежали опустошительного разгрома. Однако больше всего они пострадали от натиска шведов, немцев и литовцев.

Россия превращалась во второстепенный регион Восточной Европы, слабела и распадалась на ряд мелких княжеств, слабых в военно-политическом смысле. Она была спасена от окончательного упадка и разрушения усилиями нескольких самоотверженных, талантливых и дальновидных людей, не без помощи Небесного Отца. Среди них самый известный — Александр Ярославович по прозвищу Невский.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, начал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой своих сыновей Федора и Александра.

В 1228 году семилетний Александр вместе со своим старшим братом Федором и опытными администраторами, боярином и тиуном, остановился в Великом Новгороде — в качестве официального представителя своего отца. С 1236 по 1240 год Александр Ярослав постоянно княжил в Новгороде, выполняя волю своего отца. На плечи князя Александра легла огромная ответственность: защита границ Новгорода от воинственных соседей. А те, надеясь воспользоваться сложным положением Руси, усилили давление на Новгород.

Летом 1240 года шведская флотилия под командованием графа Ульфа Фасси и зятя короля Эрика XI Биргера Магнуссона вошла в устье Невы. Вместе с ними пришли католическое духовенство, несколько «пискупов» и ополчение финно-угорских народов Сумы и Джеми. Агиографический рассказ сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел на Неву, опьяненный безумием, и послал послов своих, став надменным, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можете, защищайтесь, ибо я уже здесь и разоряю вашу землю».

Александр, услышав такие слова, воспламенился сердцем, вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени перед алтарем, начал со слезами молиться: «Боже, славный, справедливый, великий, могучий, вечный, сотворивший небо и землю и установивший границы для народов, Ты повелел жить, не нарушая чужих границ. И, ссылаясь на слова пророка, он сказал: «Суди, Господи, обижающих меня и защити меня от воюющих против меня; возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И когда он закончил молиться, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископом тогда был Спиридон, благословил его и отпустил. Князь вышел из церкви, вытер слезы и сказал, чтобы ободрить свое войско: Бог не в силе, но в истине». Давайте вспомним автора песен, который сказал: «Иные с оружием, иные на коне, а мы призываем имя Господа Бога нашего; они побеждены и пали, а мы упорствовали и стоим твердо».

С небольшим войском принц бросился на своих врагов. Но было чудесное предзнаменование: пелгусский воин Филипп в святой конской одежде, стоявший дозором на море, увидел на рассвете 15 июля плывущую по морю лодку, а на ней святых мучеников Бориса и Глеба в багряных одеждах. Александр, воодушевленный видением свыше, смело повел свою армию против шведов. «И была большая стычка с латинянами, и он изрубил бесчисленное множество их, и острым копьем приложил печать к лицу самого вождя». За эту победу на Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Победа принесла Александру Ярославу громкую славу, но в том же году, поссорившись с новгородцами, он был вынужден покинуть город вместе со своей семьей и дружиной. Горожане сказали ему, как говорили многим князьям до него: «Вот, князь, путь для тебя чист!». И Он отвечал им: «Вы гоните Меня? Если я вам понадоблюсь, не звоните мне!».

Слова несправедливо обиженного князя оказались пророческими: не прошло и года, как новгородцы, встревоженные надвигающейся угрозой со стороны немецких рыцарей, уже отправили второе посольство, умоляя Александра вернуться и защитить их.

Новое посольство получило особое притяжение — с ними отправился архиепископ Новгородский. Сам факт его присутствия среди дипломатов Вече свидетельствует об этом: Правитель Великого Новгорода стоит на краю пропасти и надеется: не его гонцы будут молить о помощи, так хотя бы глава духовенства даст совет своим православным братьям.

Отец вызвал сына к себе домой для тайного разговора. После этого молодой полководец с тяжелым сердцем согласился и принял от отца владимиро-суздальскую дружину во главе с младшим братом-князем Андреем Ярославом. В 1241 году Александр двинулся на Новгород со всей своей военной силой, и «новгородцы возрадовались», измученные безжалостным врагом.

В 1241 году, благодаря стремительному походу, святой Александр отвоевал древнерусскую крепость Копорье, изгнав оттуда рыцарей. Зимой 1242 года он освободил Псков, а 5 апреля, в праздник прославления Пресвятой Богородицы, «Воинской избранницы» всех православных воинов, дал Тевтонскому ордену решающее сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы потерпели полное поражение. Имя святого Александра прославилось на всю Святую Русь.

Князь Александр Невский в битве на Чудском озере. Миниатюра из архива летописца Лицея.

Князь Александр Невский в бою у Чудского озера. Миниатюра из летописного кодекса Лицея.

Этими двумя победами князь Александр Невский не только спас северную Русь от завоевания иноземцами, но и определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был отделен от других частей Руси, и православие утвердилось там на долгие века.

Если в отношении западных завоевателей князь Александр Невский был тверд, то в отношении татар он считал необходимым проводить мирную политику, чтобы не подвергать страну новым разорениям. Когда после смерти отца в 1247 году он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он попросил у митрополита Кирилла благословения на путешествие и поклялся стоять за православную веру. В Орде он не поклонился идолам и был вынужден совершить долгое путешествие в Монголию к великому хану. Когда татары потребовали от великого князя Александра поклониться огню и идолам, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться зверю. Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, единому Богу, прославленному в Троице, сотворившему небо и землю». Но, ходатайствуя за свою землю, он оказал честь самому хану как могущественному земному царю и сумел добиться различных милостей для России. Батый, как рассказывают его современники, «восхитился им и сказал своим вельможам: «Истинно говорю, нет другого такого князя», и разрешил ему отправиться в Россию с большими почестями».

Вот как это событие описано в личной летописи Ивана IV.

«Того же лета (1247) злочестивый царь Батый, услышав о благочестии великого князя Александра, о его благородном мужестве и непобедимой доблести и о многих славных победах над врагами, послал к нему послов своих, говоря: «Князь Александр, самый знаменитый среди правителей России! Я знаю, что ты знаешь, что Бог подчинил мне многие народы, и все они подчиняются моей власти, и из всех них только ты не хочешь подчиниться моей власти? Подумай, если ты хочешь сохранить свою землю в целости и сохранности, поспеши и приди ко мне немедленно; ты увидишь славу и честь моего царства и приобретешь полезное для себя и своей земли.» И богобоязненный великий князь Александр понял, что его святой отец Ярослав поехал в Орду не за временным царством, а там отдал свою жизнь за благочестие и за весь свой народ, и тем самым обрел для себя Царство Небесное. Так и блаженный Александр, подобно благочестивому отцу, с таким рвением решил идти в Орду, чтобы спасти христиан. И пришел он к знаменитому городу Владимиру с большим войском; приход его был грозен, весть о котором дошла потом до устья Волги; жены моавитян пугали своих детей его угрозой, говоря: «Молчите, идет великий князь Александр». Он не стал медлить; пробыв там некоторое время и получив благословение епископа Кирилла, он отправился в путь.

И пришел он к царю Батыю, и везде благословила его Божья благодать. Царь Батый, увидев его, изумился и сказал своим магнатам: «Истинно, сказали они мне, нет такого человека, как этот князь», и воздали ему почести, и одарили князя многими дарами. Вот как Бог защищает Своих избранных, что Он также выставляет нечестивых на позор и воздает им честь.

Затем он отправил князя и его брата Андрея Ярослава в Хановичи.

След Александра Невского в Орде. Миниатюра из иллюминированной сводной хроники из

Путешествие Александра в Орду. Миниатюры из иллюминированной компилятивной хроники

В вопросах веры великий князь также был непреклонен перед послами папы Иннокентия IV, который в 1251 году пытался убедить великого князя подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что его отец обещал это сделать. Однако он отверг их предложение и сказал им, что был наставлен в правильной вере и не примет их учения.

Житийная история гласит: однажды к нему (Александру Ярославичу) пришли послы от папы римского из великого города Рима с такими словами: «Наш папа говорит так: мы слышали, что ты достойный и славный князь, и что земля твоя велика. Поэтому мы послали к вам двух из двенадцати кардиналов, Агальдада и Ремона, чтобы вы послушали, как они говорят о законе Божьем.

Князь Александр, поразмыслив со своими мудрецами, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян от моря, от исхода сынов Израиля до смерти царя Давида, от начала царствования Соломона до Августа и до рождения Христа, От рождения Христа до его распятия и воскресения, от его воскресения до вознесения на небо и до царствования Константина, от начала царствования Константина до первого собора и седьмого собора — все это мы хорошо знаем, но учения от вас не получаем. Они вернулись домой.

По возвращении в Россию великий князь Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему пришлось воевать со своими западными соседями, литовцами, которые были язычниками. Благодаря его усилиям христианство проникло на территории, населенные литовскими племенами, и там же утвердилось влияние Руси. Он был особенно терпелив со своими братьями и всегда избегал пролития христианской крови. Как бы он ни враждовал с князьями-соперниками, он не поднимал против них оружие и не собирал полки.

Во время одного из походов к Батыю святой обратил в христианство сына хана Сартака, став его шурином. А поскольку Сартак в то время управлял делами Орды в условиях децентрализации своего могущественного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями — это способствовало объединению Руси под единым правлением великого князя. Это заложило основу будущего московитского государства. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 году усилиями святого Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской православной церкви. Так открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, более нескольких татарских дворян приняли православие и заложили основы известных дворянских родов в Российской империи.

В 1262 году жители Суздаля и Ростова, презирая татарских сборщиков дани, восстали против них. Стали распространяться слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам письма с призывом «бить татар». Повстанцы, несмотря на свою законную ненависть к угнетателям, ограничились убийством самых злобных хищников, поэтому число погибших было невелико. Они ждали татарской мести. Однако Бог направил события в совершенно иное русло: сославшись на восстание русских, Берке-хан прекратил посылать дань в Монголию и объявил Золотую Орду независимым государством. В этом великом объединении русских и татарских земель были заложены основы будущего многонационального Российского государства.

Святому князю Александру снова пришлось ехать в Орду, чтобы умилостивить хана и защитить Русь от мести татар за восстание. Был заключен мирный договор, но на обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел: по одной из версий, татары тайно отравили его. Не успел он добраться до Владимира, в Городецкий монастырь, как 14 ноября 1263 года сорокатрехлетний князь-эмерит предал свой дух Господу, завершив свой многотрудный жизненный путь принятием святой монашеской схимы с именем Алексий. Его святое тело было перенесено в монастырь Рождества Господня во Владимире, где митрополит Кирилл и духовенство совершили погребение. В своем надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, дети мои, что солнце уже зашло на землю Суздальскую. Такого принца на российской земле больше не будет».

В.А. Серов.

В.А.Серов. «Вступление Александра Невского в Псков после ледового побоища».

Житийная история Александра Ярослава рассказывает о чуде после его погребения: «Затем произошло чудесное и незабываемое чудо. Когда его святое тело было положено в гробницу, тогда Севастиан диакон и Кирилл митрополит хотели вывернуть ему руку, чтобы закрыть духовную страницу. Он протянул руку, словно живой, и взял письмо из рук митрополита. Они были в недоумении и с облегчением отступили от его могилы. Митрополит и хозяйка Себастьян объявили об этом всем. Кто бы не удивился такому чуду, ведь тело его покинула душа, и они принесли его из дальних стран в зимнее время. И таким образом Бог прославил свое всемогущество».

Библиотека русской веры
Наставление на память святого благоверного князя Александра Невского. Отличные столы с четными минутами

 

Тропарь, кондак и канон святому Александру Невскому

Тропарь, тон 4.

Блаженный Александр — как благочестивый корень, благочестивая ветвь земли, ибо Христос явил тебя новому чудотворцу земли русинской, как некое сокровище, полное славы и угодное Богу. Поэтому, собравшись сегодня вместе в вере и любви, радуйтесь в псалмах и песнях, восхваляя Господа, даровавшего вам благодать исцеления. Молитесь Ему о сохранении этого города и власти ваших родственников, чтобы это было угодно Богу и чтобы сыны России были спасены.

Кондак, т. 8.

Мы чтим тебя как звезду, озарившую русскую землю. Обогатив всю страну своими чудесами и благодеяниями, ты просветил верой тех, кто чтит твою память, блаженный Александр. Так взываем к тебе, народ твой, умоляем Христа Бога спасти отечество твое, и державу князей русских, и всех, приклонившихся ко гробу мощей твоих, и верно взывающих к тебе, радуйся, град наш заступниче.

 

Храмы на Руси во имя святого благоверного князя Александра Невского

Неф Благовещенского собора Московского Кремля посвящен имени святого князя Александра Невского. На рубеже 13-14 веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном фундаменте. В конце 14 века вместо него была построена небольшая церковь из белого камня с субструктурой. В 1484 году старый был снесен и отстроен заново. Строительство нового собора продолжалось до августа 1489 года. Псковским архитекторам, построившим его, удалось придать церкви впечатляющий внешний вид, прекрасно сочетающийся с изысканностью убранства. Между 1563 и 1564 годами Благовещенский собор был перестроен по приказу Ивана Грозного (1530-1584).

Благовещенский собор в Московском Кремле

Часовня Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде была освящена во имя святого князя Александра Невского. Собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. На месте, выбранном им для основания монастыря, уже монахом Димитрием Прилуцким был воздвигнут деревянный собор во имя Всемилостивого Спаса и в праздник Возложения Искренних Рук Животворящего Креста. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советское время монастырь был разграблен. В 1930-х годах здесь размещалась пересыльная тюрьма для раскулаченных, депортированных в северные лагеря ГУЛАГа; в 1950-70-х годах на месте бывшего монастыря находился военный склад. Только в 1975-79 годах центральная группа памятников вместе с прилегающей территорией стала филиалом Вологодского государственного музея-заповедника после консервационных работ, начатых в 1954 году. Благодаря научной реставрации, проведенной в 1954-1975 годах, памятникам 16-17 веков был возвращен их первоначальный вид. Сегодня Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.

 

Посмертное прославление святого благоверного князя Александра Невского

Народное почитание Александра Ярослава началось еще в конце XIII века. Его тело покоилось в монастыре Владимира Богородице-Рождественского. Долгое время этот монастырь считался «первым по чести» среди монастырей северо-востока России. В 1280 году было написано «Сказание о житии и мужестве храброго великого князя Александра Невского», ставшее впоследствии чрезвычайно популярным и вошедшее в русские летописи. Осенью 1380 года великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович, названный Донским за победу на Кулацком поле, перенес халаты Александра Невского в специальную гробницу внутри того же Владимирского монастыря Рождества Христова. Открыв реликвии, они обнаружили, что они нетленны. В конце 15 века реликвии погибли от огня.

Святой Александр Невский с житием. Конец 17 века. Собор Покрова Божией Матери на Рву (Собор Василия Блаженного), Москва.

Александр Невский, со сценами жизнеописания. Екатеринбургский музей изобразительных искусств начала XIX века.Святой благоверный князь Александр Невский. Икона 19 века. Частная коллекция

Святой благоверный князь Александр Невский. Частная коллекция

26 февраля 1547 года в Московском соборе состоялось официальное общерусское прославление Александра Невского в лике святых. В то же время был установлен специальный день памяти — 23 ноября. Канон святому совершил владимирский монах Михаил.

Петр №1 приказал перевезти алебардистов Александра Невского в новую столицу. Они хранились в Шлиссельбурге в течение 1723-1724 годов, прежде чем нашли свой последний дом. Это был Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Перенесение гробницы и мощей святого Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года. В 1725 году был учрежден орден Святого Александра Невского, ставший одной из высших наград Российской империи.

Высшее покровительство князя Александра Невского

На протяжении всей истории России русские воины обращались за помощью к святому защитнику нашего государства накануне самых опасных сражений. Так, в 1380 году победе в Куликовской битве предшествовало следующее чудо. Один сельский староста, с благоговением служивший в монастыре Рождества Богородицы, получил необычное видение: в ночь перед битвой с Мамаем он стоял на молитве на паперти церкви, со слезами на глазах молил Господа и Его Непорочную Матерь об избавлении от иноплеменных, призывая также на помощь витязя Невского, Божьего защитника и покровителя своего народа. Вдруг видит: у гроба святого Александра сами собой зажигаются свечи, из алтаря вышли два божественных старца и, подойдя к гробу святого воина, сказали: «Принц Александр! Встань и помоги своему правнуку Димитрию, которого одолели иноплеменники». Затем Святой Александр поднялся как живой из могилы, и все трое скрылись от изумленного взгляда изумленного церковника. На следующее утро, с помощью святого Александра, состоялась первая великая русская победа над татарскими полчищами.

Подобная помощь была оказана в 1571 году, во время вторжения в Москву крымского хана Девлет-Гирея. В 1812 году, во время Бородинского сражения, и в 1941 году, когда немцы подходили к Москве, к святому Александру возносились такие же горячие молитвы, как и к великому русскому полководцу. Следует отметить, что переломный момент в знаменитой битве под Москвой, решившей в свое время судьбу русского народа, пришелся именно на день памяти ее святого полководца: так, 5 декабря — войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Кониев), а 6 декабря — Западного фронта (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронта (маршал С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление против фашистской Германии.

Известный русский историк Н. М. Карамзин писал, что русский народ включил Александра Невского в число своих ангелов-хранителей: он всегда почитался как одна из величайших фигур в русской истории.

Александр Ярославович настолько славен, что взял полуразрушенный русский корабль, крепко посаженный на подводные скалы, с пробоинами в бортах, и честно трудился над его спасением. Он много работал, откачивая воду, латая дыры, отбиваясь от мародеров и стоя по колено в ледяной воде. Более того, он не превратился в кровожадного зверя, потому что самые суровые условия его правления гарантировали, что он остался истинным христианским правителем.

Корабль не пошел ко дну. Это и есть главный результат!

Корабль сошел со скал и медленно, медленно, под одним парусом, где раньше было три, и с дюжиной гребцов, где раньше было полсотни, но все же продолжал плыть.

А потому — низкий поклон государю Александру Ярославичу, честному русскому человеку, взвалившему на себя тяжелое бремя и ответственно несшему его до последнего срока, пока сам Бог не освободил князя от бремени. Он выполнил свою работу должным образом. Низкий поклон!

Примечание: курсив — слово в слово из книги Дмитрия Володькина «Александр Невский».

Стоило бы упомянуть и Софийский собор в Болгограде. Прекрасно, однако….!

Святой Александр Невский заложил основы обороны нашего государства в те дни! Возможно, нам стоит больше воспитывать нашу молодежь на примере святого князя Александра Невского!

Очень скромна память одного из самых почитаемых святых земли русской — два придела православных церквей и ни одного храма даже в таких значимых для него городах — Городце, Владимире, В. Новгороде, Переславле-Залесском, Пскове (Санкт-Петербург закреплен искусственно Петром 5 веков спустя). Да, там возводятся светские памятники (особенно впечатляет памятник под Псковом), в то же время у историков можно встретить довольно неоднозначное отношение к роли князя в истории страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: