Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 — 1962)

Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 — 1962) Святые и мощи

Видео:Святитель Афанасий Ковровский - сюжет ЦарьградТВСкачать

Святитель Афанасий Ковровский - сюжет ЦарьградТВ

Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 — 1962): Краткая биографическая справкаКраткая биографическая справка

Дата рождения: 2 июля 1887 года
Место рождения: д. Паревка Кирсановского района Тамбовской области
Рукоположен: 12 октября 1912 года.
Рукоположен в дьяконы: 14 октября 1912 года
Рукоположен в священники: 17 октября 1912 года
Рукоположен во епископа в Коврове: 10 июля 1921 года.
Дата смерти: 28 октября 1962 года.
Место смерти: Петушки, Владимирская область

Владыка Афанасий (Сахаров), прославленный как святитель и исповедник в 2000 году, занимает особое место среди деятелей Русской Церкви XX века.

Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, 1926 г.Неустанный борец с расколом «живоцерковников», отказавшихся признать законность присвоения митрополиту Сергию (Страгородскому) титула митрополита Московского и Коломенского в 1930 году, ставший одним из самых влиятельных епископов Катакомбной Церкви и осуществлявший пастырское попечение о различных общинах «непоминающих», он сам признал законность избрания Патриарха Алексия I в 1945 году и назначил для этого свое духовенство.

Большая часть его епископата, согласно «Датам и этапам моей жизни», которые он сам собрал (почти 30 из 42 лет), была проведена в лагерях и в ссылке; еще 10 лет, включая последние восемь, были проведены на свободе, но не в епархиальном служении. После освобождения из последней ссылки он был вынужден служить на родине.

Сергей Иосифович Фудель познакомился с епископом Афанасием в 1923 году, во время своей первой ссылки. Он был одним из трех епископов, присутствовавших на свадьбе С.И. Фуделя и Веры Максимовны Сытиной. Их духовная связь продолжалась и после окончания последней ссылки, когда он, поселившись в городе Петушки, дал свое благословение семье Фудели поселиться в соседнем городе Покров. Покров.

Видео:СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК АФАНАСИЙ (САХАРОВ), ЕПИСКОП КОВРОВСКИЙ.Скачать

СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК АФАНАСИЙ (САХАРОВ), ЕПИСКОП КОВРОВСКИЙ.

Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 — 1962): Исповедник и святитель1Исповедник и святитель1

До революции

Сергей Григорьевич Сахаров родился в семье писаря и бухгалтера Григория Петровича Сахарова. Мать будущего святого, Матрона Андреевна, стала вдовой в 1889 году, то есть с двухлетнего возраста воспитывала единственного сына одна. Поскольку его семья не принадлежала к духовенству, ему было нелегко получить религиозное образование. Только через знакомых матери удалось устроить его в духовное училище в Шуйске, во время учебы в котором (с 1899 года) он начал прислуживать в алтаре2. Сергей Сахаров поступил во Владимирскую семинарию, которую окончил в 1908 году, уже будучи лектором и одним из лучших выпускников — его успехи были настолько выдающимися, что ректор семинарии даже попросил ректора Московской духовной академии оставить вакантное место для одаренного студента, когда тот внезапно заболел тифом перед экзаменами. Следующие четыре года будущий Владыка провел в Московской духовной академии.

Его любовь к литургическим уставам и тонкое чувство стоящей за ними духовной реальности он пронес через всю свою жизнь. Его выпускная богословская работа в академии, озаглавленная «О настроении верующей души в постном триодионе», переполнена опытом покаяния как возрождения человека, показывая его как обязательный компонент христианской жизни и в то же время как чудо Божьей любви. Книга «Погребение усопших по уставу Православной Церкви», написанная церковным иерархом после освобождения из заключения, помимо того, что она очень подробна и продумана по содержанию, дает читателю в тяжелый момент смерти близкого человека возможность опереться на веру и пламенную любовь Церкви, ее восприятие смерти, которой чужды уныние и забвение. Церковные уставы не были для него мертвым авторитетом, напротив, он сам участвовал в создании особых чинов богослужения. Таким образом, он стал одним из авторов Литургии всех святых, которая просияла в русинских землях. Можно также вспомнить последовательность молитвенного песнопения об умножении любви, собранного владыкой Афанасием, с молитвой «простирание» (Флп. 3,13):

Чтобы древние христиане состязались с Богом и со своими братьями в горячей любви и были их наследниками и преемниками не только по образу, но и по практической истине, будем молить Господа.

Первая и вторая ссылки. Знакомство с С.И. Фуделем

Революция 1917 года застала иеромниха Афанасия в возрасте 30 лет, преподающим на кафедре литургики и гомилетики во Владимирской семинарии. Он принимал активное участие в заседаниях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.

В 1920-1921 годах, во время антиклерикальной кампании по открытию мощей и национализации церковного имущества, он стал наместником монастыря Рождества Господня во Владимире в сане архимандрита.

В 1921 году, на следующий день после того, как ГПУ предупредило его, что если он примет епископский сан, то будет сослан на обширные союзные территории, молодой иеромонах согласился на рукоположение. Его арест и ссылка продолжались недолго: с весны 1922 года Владыку несколько раз арестовывали, а 28 мая он был приговорен к году ссылки на показательном процессе по обвинению в кампании по экспроприации церковной собственности, но тут же был освобожден по амнистии. Окончательно он был арестован 23 сентября 1922 года по делу, обстоятельства которого не совсем ясны. По его словам, ризница одного из монастырей епархии была разграблена, и власти хотели обвинить в этом иеромниха, у которого были ключи от казны, но князь воспротивился и был арестован как его покровитель.4 Его не отпустили под протестом. По этому обвинению он был приговорен к двум годам ссылки.

В этой первой ссылке, в Усть-Сысольске, или Сыктывкаре, епископ Афанасий познакомился с С.И. Фуделем. Последний вспоминает о том времени следующим образом5:

«В то время он был очень молодым епископом, стройным, светловолосым, очень живым и веселым. Он жил в Искарах, пригороде Усть-Сысольска, со своим келейником и добровольным товарищем иеромонахом Дамаскиным. Они занимали одну большую светлую комнату. Здесь был стол, два небольших дивана, которые стояли за занавеской спинками друг к другу, а в углу у икон — маленький столик, который служил престолом для литургии.

Владыка Фаддей [архиепископ Астраханский] пел и читал во время служб, а владыка Афанасий не имел ни слуха, ни голоса. Он служил довольно часто, потому что никто из нас не ходил в местную церковь: там были бельские епископалы. Конечно, он мог бы облачиться в полную архиепископскую мантию, но предпочитал служить в простой льняной фелони, надевая поверх нее только омофор. Митра его была не простая, не высокая, сверкающая искусственными бриллиантами, а маленькая, льняная, как древние митры русских иерархов, без камней и украшений, только с иконами….. В этом была какая-то умная середина. Служба в помещении предъявляет духовные требования и к внешнему виду: великолепие византийского обряда становится в помещении чем-то громоздким, ненужным и даже раздражающим.

Простота отношения мастера к нам не допускала даже намека на ту фальшивую желчность, которую многие почему-то считают неким хорошим тоном при общении с людьми духовного уровня. Один мой друг рассказал мне, как на такой трапезе, после литургии, один господин, насмехаясь над его веселостью, сказал, протягивая кому-то ложку: «Возьми эту ложку; ты сам ел ею».

Господь любил делать очень сложные золотые и серебряные кресты для всех изгнанных священников, и священники всегда надевали их, когда вели службы. При отсутствии икон Владыка также делал маленькие иконки различных святых из их изображений, вырезанных где-то, из ткани, картона, бисера. Обычная сцена — тишина, в углу горит лампада, а Владыка за столом пишет или клеит иконы. Такова была его стремительная натура вместо того, чтобы путешествовать по епархии!

О. Дамаскин, хранитель ключей, был исключительно преданным, но болезненным человеком. Иногда у него случались вспышки неконтролируемой тоски. Потом он убегал от всех, бродил где-то по улицам и полям, раздетый, без шапки. Его нужно было найти и вернуть домой. Поэтому тишина, окружавшая правителя, была какой угодно, только не простой и легкой. Это была тишина подвига. Он был настоящим монахом. Я помню, как он сказал: «Если бы в Церкви нужно было иметь не семь, а восемь таинств, я бы хотел, чтобы восьмым было монашество». При этом он явно был человеком строгого поста.

Там, в Усть-Сысольске, он не бедствовал материально, получая посылки и помощь от родственников. Его мать, которую он очень любил, в то время была еще жива (она умерла в 1930 году, и это, по его словам, было его самым большим горем). И здесь его доброта выражалась в финансовой помощи другим, не только близким ему людям.

После женитьбы я пошел работать в город, который находился примерно в двух верстах от нашего дома. Вскоре моя жена заболела и вынуждена была проводить большую часть дня одна, ожидая моего возвращения с работы. Ее единственной поддержкой и утешением был Господь. Он приходил и подметал пол, готовил еду или приносил что-нибудь поесть, и я уверена, что он не забывал принести и что-нибудь сладкое, потому что сам любил это и всегда говорил с улыбкой: «Во-первых, я сам Сахаров, а во-вторых, все духовные люди должны есть больше сладостей».

Епископ вернулся во Владимир из своей первой ссылки зимой 1926 года, в течение года был дважды арестован и освобожден, а затем в декабре 1926 года ему предложили прекратить управление епархией под угрозой ареста. Конечно, епископ Афанасий отказался, и в январе 1927 года его снова арестовали и отправили в ссылку.

Служение «тайнообразующе»

По возвращении из второй ссылки в 1933 году Владыка не смог занять кафедру, так как не счел возможным находиться в каноническом общении с митр. Сергий. Интересно отметить, что, в отличие от многих других «необращенных», причиной его разрыва с митрополитом Сергием не была его декларация 1927 года. О декларации митрополита Сергия ему стало известно в лагере, куда он был приговорен в апреле 1927 года, по его собственным словам, за то, что был «членом группы епископов во главе с митрополитом Сергием Страгородским», где, как с горечью отмечает митрополит Сергий, «глава «группы», митрополит Сергий, был освобожден и вернулся к руководству церковным управлением» (официальная формулировка: «член группы епископов, которые пытались организовать избрание патриарха путем письменного плебисцита иерархов осенью 1926 года «6. Природа личного отказа митрополита Сергия от лидерства может быть приписана ему самому больше, чем кому-либо другому: митрополит Сергий принципиально отверг принятие титула, принадлежавшего святому Петру (Полиону), когда тот был еще жив и находился в тюрьме, что является прямым нарушением милосердия и истины.

Во время своей короткой трехлетней свободы епископ Сергий посетил Москву, где сблизился с духовными детьми о. Там он подружился с общиной духовных детей о. Там он подружился с общиной духовных детей Алексея и Сергия. Он также посетил Москву, где сблизился с общиной духовных детей Алексея и Сергея Мейчевских. Вероятно, они познакомились через Сергея Алексеевича Никитина (будущего епископа Стефана), духовного сына священника Сергея Мечёва.

Известно, что епископ Афанасий был знаком со священником Алексеем Мечёвым (возможно, они встречались на Поместном Соборе 1917 года и позже), а также с некоторыми его духовными детьми, в том числе с Юлией Петровной Глушковой7. Семья Глушковых (четыре дочери Василия Ивановича и Юлии Петровны, Юлия, Елизавета, Ольга и Анна, были духовными детьми о. Сергея Мечёва) предоставила свою квартиру (Путейский тупик, 4, кв. 17; дом Николаевской православной церкви в Кобыльском, снесён в 1930 году) в распоряжение секретной службы8. В этот же период Владыка тайно рукоположил в священники двух братьев из маросианской общины, упомянутых выше Сергея Никитина и Феодора Семененко. Таинство рукоположения совершалось тайно, чтобы защитить священников от ареста и обеспечить духовное руководство для всей общины Маросей. Планировалось еще несколько рукоположений, которые были отменены из-за третьего ареста Владыки в 1936 году.

Сохранилось несколько писем 1960-1962 годов от Ольги Васильевны Глушковой и ее сестер к епископу Афанасию. В них она внешне вспоминает то время, когда они могли проводить богослужения открыто и в своей церкви, но между строк мы можем прочитать, что те же образы светлой радости совместного стояния перед Ликом Божиим можно отнести и ко времени тайной службы, объединяющей сестер со святым Афанасием Моисеевым.

Сердечно поздравляем Вас с праздником Рождества Христова, желаем Вам крепкого здоровья и просим Господа продлить Вашу жизнь, чтобы Вы молились за нас, рассеянных детей Маросей. У нас нет ни чудесных служб регулирования, ни рождественских поздравлений и благословений наших отцов, и мы остаемся как на реках Вавилона, хотя и свободны. Мы просим вас, кого вы помните, чтобы и мы имели радость в эти святые дни, как поет Святая Церковь9.

Другой духовный центр скрытой церкви находился в Лосинке, в доме N. V. Трапани, где находился иеромонах Троице-Сергиевой лавры о. Иеракс Бочаров (позже, в 1943 году, оба они будут арестованы вместе с Владыкой в рамках одного уголовного дела об антисоветском церковном подполье). В 1934 году его посетил епископ Афанасий. Вот как Нина Владимировна вспоминает о «белой церкви»:

…Окна были задрапированы шторами — сначала темными, сверху светлыми, что делало комнату полутемной. Белые льняные занавеси были натянуты на деревянный каркас под потолком, разделяя угол полукругом, а вверху изящные складки спускались к полу кружева, создавая воздушный иконостас. К ним прилагались бумажные иконы в картонных рамках. С потолка свисали свечи, отбрасывая вверх благоговейный свет. Ковер лежал перед льняным занавесом, который раздвигался в обе стороны, скользя на железных кольцах. Деревянный каркас сверху был покрыт гирляндами из еловых веток. За занавеской в углу находился маленький алтарь, а слева — небольшая полка, служившая алтарем. Это была церковь в честь иконы «Отрада и Утешение «10.

Вполне вероятно, что именно такую тайную службу имел в виду епископ Афанасий, когда упоминал этот период своей жизни словами Херувимской песни: «Я служил тайно».
Икона Одним из главных занятий, которое епископ Афанасий не оставлял во время своей ссылки, было продолжение работы над почитанием всех святых в русинских землях: собирая имена святых древних и новых, известных и почитаемых на местах, он поддерживал молитвенную связь со всей Церковью. Нельзя не упомянуть об иконе «Всех святых, в земле Рутской просиявших», написанной Марией Николаевной Соколовой (впоследствии Иулиания в монастыре), духовной дочерью о. Иулиания. Написанию иконы предшествовала долгая и кропотливая работа иконописца с эскизами. Мария Николаевна пыталась воссоздать черты лица всех святых, используя различные рассказы о них, и каждое изображение было уникальным и проработанным в деталях. Образ был освящен самим владыкой Афанасьевым, как он писал в письме, на службе «в домовой церкви иером. иерея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Иеракса в поселке Лосино-Остров Московской области, при участии московского хора Никольской православной церкви в Клениках».11 Это свидетельство позволяет предположить, что два круга причастников — круг меченосцев и круг духовных детей архим. Серафим (Битюгов) — имел контакт во время богослужения в Лосинке.

Из альбома эскизов к иконе

Третья ссылка. Признание патриарха Алексия I

В апреле 1936 года владыка Афанасий был арестован в третий раз. Хотя официальные обвинения против него были основаны на его предполагаемых контактах с Ватиканом и украинской Белой гвардией, сам он пишет, что «на допросе их интересовало только то, почему я воздержался от участия в группе епископов во главе с митрополитом Сергием после возвращения из Туруханска».

В 1945 году, сразу после избрания Алексия (Шиманского) Патриархом Московским и всея Руси, владыка Афанасий и остававшееся с ним ссыльное духовенство подписали воззвание о провозглашении его имени как законного Первоиерарха во время богослужений, тем самым фактически завершив «катакомбный» период для тех, кто не помнил его власти. 12 Он сам упоминает об этом в письме к Патриарху, написанном десять лет спустя.

Однако нельзя сказать, что отношение правителя к церковным властям стало положительным: он просто больше не видел канонических причин избегать возвышения имени патриарха. В письме к «неопознанным лицам», то есть, по сути, к сообществу без униформы, епископ Афанасий пишет: «Я не смею сказать: «Не ходите в церковь», — хотя и не осуждаю тех, кто не ходит в церкви. Возможно, некоторые из современных священнослужителей более грешны, чем обновленцы, но они не проповедуют ересь и не создают раскол. И поэтому у нас нет законных оснований отделяться от них. И я думаю, что когда они учат хорошим вещам, мы должны прислушиваться к их учению, их благословение, которое они преподают во имя Бога, мы должны принимать. И их действия не должны быть несправедливыми. Будьте мудры, как змеи, и цельтесь, как голуби (Матф. 10:16). «14

Последний срок заключения епископа истек в 1951 году, но он оставался в Дубравле до 1954 года, а затем целый год провел в доме для инвалидов в Зубове-Полчине. Это было сделано по смехотворной причине, как пишет сам Владыка, что «правительство, заботясь о том, чтобы я, старый инвалид, покидая лагерь, не остался бездомным и заброшенным, берет меня под свою полную опеку и помещает в дом инвалидов». Зачем тратить государственные деньги на содержание меня в доме инвалидов, если мои родственники берут меня на содержание?

Возвращение из ссылок. Тутаев, Владимир и Петушки

Только в 1955 году он был освобожден из дома инвалидов на иждивение Георгия Георгиевича Седова, который в то время был старостой Воскресенского собора в Туве Ярославской области. Владикавказ, однако, хотел вернуться во Владимир, поближе к родному церковному народу, с которым укрепил связи за годы ссылки. Как он написал в своей краткой автобиографии: «В жизни обычно происходит так: чем дольше разлука, тем слабее узы. Христианская любовь меняет этот порядок». Благодаря монахине Маргарите (Зуевой) было получено разрешение на переезд в Петушки (Владимирская область) в том же 1955 году; в самом Владимире прописка была запрещена.

Комиссар по делам Русской Православной Церкви не позволил Владыке занять пост в Православной Церкви, как положено епископу, и Владыка Афанасий воспринял эту попытку грубого вмешательства в дела Православной Церкви как удар по себе. Вот как вспоминает об этом С. И. Фудель:

Ему не разрешили служить в православной церкви в Петушково, но он не хотел служить простым священником. Когда он рассказал мне об этом, думаю, я впервые увидела, что он может злиться. «Я знаю, как себя обслужить». — сказал он16.

Несмотря на эти обстоятельства, после освобождения владыка Афанасий обратился с посланиями (первым и вторым, более развернутыми) и письмами к тем, кто признавал его власть как иерарха Церкви, призывая восстановить полное молитвенное общение с Московским Патриархатом и Патриархом Алексием (Симанским).

К Владыке в Петушках приходили многочисленные посетители, для которых он оставался источником вдохновения, горящим светом веры. Почти сразу после освобождения из тюрьмы в 1955 году епископ Афанасий познакомился с о. Андреем Каменчиком и его женой во Владимире; оба они стали духовными детьми этой пары. Оба стали его духовными детьми. Жена Андрея, Галина Петровна, вспоминает:

В 1955 году мы узнали, что Владика освободили, что он приехал и живет в доме напротив нас. И вдруг новость — к нам едет Владька! Мы жили в частной квартире, на 2-м этаже, и лестница была крутой. И Владька, несмотря на свой возраст, пришел к нам! Мы были так счастливы — я не могу передать, как в доме появилось солнце! Здесь мы и познакомились. Отец Андрей был из Украины, и у них был общий друг, епископ Симон (кажется, Волынский), который был в ссылке с Владыкой Афанасием.

С того дня и до смерти Владыки 28 сентября 1962 года, то есть в течение семи незабываемых лет, я и мой покровитель общались с ним либо лично, либо через очень близких ему людей, особенно через Нину Сергеевну Фиолетову, которая впоследствии стала его сокамерницей.

Когда о. Андрея перевели в Покров, что привело в смятение его и многих прихожан, но Владыка Афанасий передал через свою келейницу Нину Сергеевну Фиолетову: «Ничего не бойся, иди своей дорогой». Галина Петровна также вспоминает визиты Владыки Афанасия к ней домой:

Я часто ездил из Покрова во Владыку, в его маленький уютный дом, в основном, отец был занят приходскими делами. Владька всегда был таким веселым и жизнерадостным! Его разговоры всегда были полны легкомысленных шуток и юмора. О своей эмиграции он сказал: «Мое лучшее время было, когда я работал ассенизатором!».
Владька так искренне смеялся! Он всегда был весел, годы изгнания не сломили его. Он рассказывал много историй, жаль, что я их не записал….

Комната Владислава Афанасия в Петушках (источник изображения: http://alexandrov-obitel.ru/wp-content/uploads/2014/10/DSC_0100.jpg)
Комната Афанасия поражает своей теснотой: она широка, как кровать, а большую часть ее пространства занимает иконостас в углу. Чувство «мудрой соразмерности», которое С. И. Фудель отметил в нем, когда он был в первой ссылке, отразилось и в его служении Богу в доме в Петушках: Владыка лепил из глины и использовал миниатюрные дикирии и трикирии, прекрасно подходящие для маленькой комнаты: сейчас они хранятся в музее гимназии Святого Афанасия во Владимире. Все годы своей жизни, не исключая и поздних лет, он верно служил Божественную литургию; вот как вспоминает об этом С. И. Фудель18:

…Даже в Петушках, т.е. в последние годы своей жизни, он, уже старый и немощный, стойко исполнял эту ежедневную молитву «караул». Не раз я слышал от тех, кто позже приходил к нему ночевать: «Было темное зимнее утро, в комнате еще не было тепла, меня клонило в сон, но из-за стены послышался плеск умывальника и добрый голос Владьки: «Вставай, вставай, лентяй», — и последнее слово он произнес по-славянски, с двумя «и» в конце. И хозяин начинал свое долгое утреннее правление. Его душа призывала близких ему людей принять участие в этом поступке, но его доброта, конечно, никого не принуждала и, главное, не осуждала. Он был строг к себе, но не к другим.

Общение с С.И. Фуделем

Письменное общение С.И. Фуделя с епископом Афанасием продолжилось почти сразу после его поселения в Петушках. Весной 1956 года Сергей Иосифович написал ему: «Дорогие Владик и Аваа. На мой взгляд, прошли века с тех пор, как мы виделись, но удивительно не это, а то, что по милости Божьей все ваше сердце осталось прежним, и любовь в нем осталась прежней. 19 Закончив рукопись «Пути отцов», Сергий отправил ее на прочтение Владыке, который счел ее очень важной и обещал «найти почву» для возможности ее публикации, что было невероятно в условиях цензуры. Из ответа епископа Афанасия мы можем узнать его отношение к трудам С.И. Фуделя, в частности, к идее «монастыря в миру»:

Милость Божья да пребудет с тобой, мой дорогой и любимый Сереженька! Идея «монастыря в миру» особенно дорога мне, и я считаю ее продвижение необходимым. Ваша книга — самое совершенное богословское обоснование возможности существования «монастыря в миру», — того, что труды отцов-аскетов могут быть полезны не только для монахов, но и для мирян20.

Сергей Юзефович отмечает то, что омрачало этот последний период жизни Владыки: секуляризацию Церкви. Хотя он мог свободно ездить в Москву, Владимир и Загорск, переписываться со многими духовными детьми и родственниками, этого казалось недостаточно. С.И. Фудель вспоминает:

Последние годы жизни Владикавказа, безусловно, прошли в своеобразном буйстве эмоций. То, что происходило как в стенах Церкви, так и в мире, вызывало у него глубочайшую тревогу. Он даже начал сомневаться в обоснованности своей «отставки», которая стала казаться ему уклонением от участия в борьбе с постоянно растущим злом. «Разве я не должен просить о назначении в епархию?». — спросил мужчина рядом с ним. Кажется, в то время его «повысили», сделали архиепископом21, но могло ли это помочь ему? Он никогда не собирался ехать в Москву, чтобы получить это звание. В его беседах и письмах выражалось некое печальное недоумение и сожаление по поводу прогрессирующей секуляризации Церкви22.

Видео:Рассказы о Святых. Афанасий Ковровский СахаровСкачать

Рассказы о Святых. Афанасий Ковровский Сахаров

Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 — 1962): Связь с другими церковными людьмиСвязь с другими церковными людьми

  • Духовные дети о. Алексея и о. Сергия Мечёвых:
    • Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания), выдающийся иконописец;
    • Елена Владимировна Апушкина — помогала перепечатывать работы Владыки;
    • Епископы. Стефан (Никитин);
    • Протоиерей Теодор Семененко;
    • Архимандрит Борис (Холчев).
  • Скрытая церковь в Загорске:
    • Архиепископ Серафим (Битюгов);
    • Протоиерей Петр Шипков;
    • Иеромонах. Иеромонах Иеракс (Бочаров), «сотрудник» епископа Афанасия в 1943 году, стал его духовником в лагере. Его отношения с Владыкой были настолько близкими, что Владыка «уступил» ему место для захоронения справа от матери на Владимирском кладбище;
    • Нина Владимировна Трапани, духовная дочь о. Иеракса (Бочарова), арестованная вместе с ним и владыкой Афанасием в 1943 году;
    • Архимандрит Мария.
  • Дьяконов Владимир:
    • Диакон Иосиф Потапов;
    • Иеромонах Дамаскин (Жабинский), келейник во Владимире и в первой ссылке;
    • Нина Сергеевна Виолеткова — духовная дочь, келейница в Петушках;
    • Ольга Иллиодоровна Сахарова (монахиня Серафина);
    • Людмила Ивановна Синицкая;
    • Ольга Александровна Остолопова — духовная дочь святого Алексия Мечева и святого Сергия Мечева;
    • Монахиня Маргарита (Зуева);
    • О. Эндрю Каменяка и его жена Дж. П. Каменяка.

Видео:Афанасий Сахаров святительСкачать

Афанасий Сахаров святитель

Литература

  1. Архиепископ Сергий (Ежикова). Святой Афанасий (Сахаров), исповедник и певец. Лавра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013 год.
  2. Кравец, А. Святой Афанасий (Ковров). Биографический очерк. Владимир: Транзит-х, 2007.
  3. Катышев Г.И. Владыка // Петухи обетованные. М.: Издательство Среченского монастыря, 2013. С.491-642.
  4. Святой иерарх Афанасий (Сахаров). «Какое великое утешение — наша вера!». Избранные труды. М.: ПГТУ, 2012.

Видео:святитель Афанасий Сахаров, исповедник, епископ Ковровский 28.10Скачать

святитель Афанасий Сахаров, исповедник, епископ Ковровский 28.10

Примечания:

  1. Источник: Игумна Сергия (Ежикова). Святой иерарх Афанасий (Сахаров), исповедник и автор песен. Лавра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013 год.
  2. Там же, стр. 14-15.
  3. Там же, стр. 16.
  4. Там же. С. 51-52.
  5. Мемуары, С. 113-119.
  6. Информация взята из базы данных ПСТГУ о новомучениках и исповедниках Российских, URL).
  7. Там же, стр. 119.
  8. Грушина А.Ф. Существование одним сердцем // «Носите бремена друг друга…»: Жизнь и пастырские подвиги святого мученика Сергия Мечёва. Книга 1. МОСКВА: ПГТУ, 2012, С. 183.
  9. Письмо № 1 к О.В. Глушков (с М.С. Рагозиной и С.А. Соловьевой), 5 января 1960 г. // Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2-х кн., кн. 1. М.: ПГТУ, 2013. С. 218.
  10. Косик О.В. Молитва спасет всех вас: Материалы к биографии святителя Афанасия, епископа Ковровского, М.: Издательство ПСТБИ, 2000. С. 61-62.
  11. Святой Афанасий (Сахаров), архиепископ, Письмо № 72, 24 июля 1954 г. // «Какое великое утешение наша вера». Избранные труды. М.: ПССТУ, 2012. С. 297.
  12. Василевская, В.Я. Катакомбы двадцатого века. Ссылка: http://www.alexandrmen.ru/books/katakomb/ktkmb11.html.
  13. Афанасий (Сахаров), свт. Письмо Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) № 87, 2 апреля 1955 г. // «Какое великое утешение — наша вера!». Избранные труды. М.: ПССТУ, 2012. С. 339-340.
  14. Афанасий (Сахаров), святой, неизвестным лицам, письмо № 92, 1955 г. // Там же, с. 372-373.
  15. Афанасий (Сахаров), Предстоятель, Проект заявления Председателю Совета Министров СССР Г.М. Маленкову, июнь 1954 г. // Там же, с. 275-276.
  16. Мемуары, стр.120.
  17. Воспоминания, переданные Марией Андреевной Каменецкой.
  18. Мемуары. С.117-118.
  19. С.И. Фудель. Письмо № 1 от 13 мая 1956 г. // Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову). М.: Издательство ПТСУ, 2014. С. 622.
  20. Письмо св. Афанасия к С.И. Фуделю, 30 сентября 1958 года (цитируется по С.И. Фудель, Путь Отцов. Москва: Русский путь, 2012, с. 12).
  21. Это было предложено, но Владыка сам написал письмо архиепископу Пимену (Извекову), объясняя несовместимость этого титула с его положением епископа на покое, ссылаясь, в частности, на свой опыт заседаний Собора 1917-1918 годов, где он утверждал, что церковные почести и служители не должны даваться в качестве наград. См. архиепископ Сергий (Ежикова). Святой Афанасий (Сахаров), исповедник и певец. Лавра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. С. 243-244 — Примечание об авторе.
  22. Мемуары. С. 125-126.

🎥 Видео

Владыка Афанасий СахаровСкачать

Владыка Афанасий Сахаров

«Народ со мной сидит хороший». Еп. Афанасий (Сахаров) к матери. Слово новомучеников #43Скачать

«Народ со мной сидит хороший». Еп. Афанасий (Сахаров) к матери. Слово новомучеников #43

Святейший Патриарх принял участие в церемонии в 80-ю годовщину освобождения Ленинграда от блокадыСкачать

Святейший Патриарх принял участие в церемонии в 80-ю годовщину освобождения Ленинграда от блокады

У книжной полки. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописецСкачать

У книжной полки. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец

Свт. Афанасий Сахаров. Презентация.Скачать

Свт. Афанасий Сахаров. Презентация.

Письма к матери из Таганской тюрьмы. Еп. Афанасий (Сахаров). Слово новомучеников #31Скачать

Письма к матери из Таганской тюрьмы. Еп. Афанасий (Сахаров). Слово новомучеников #31

Святитель Афанасий (Сахаров)Скачать

Святитель Афанасий (Сахаров)

Святитель Афанасий. Жизнь как служениеСкачать

Святитель Афанасий. Жизнь как служение

О поминовении усопшихСкачать

О поминовении усопших

28 октября 2020. 00:48. Свт. Афанасия (Сахорова) исповедника епископа Ковровского (1962).Скачать

28 октября 2020. 00:48. Свт. Афанасия (Сахорова) исповедника епископа Ковровского (1962).

«Так много растеряно друзей». Епископ Афанасий (Сахаров). Слово новомучеников 2#38Скачать

«Так много растеряно друзей». Епископ Афанасий (Сахаров). Слово новомучеников 2#38

Православный календарь. Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. 28 октября 2020Скачать

Православный календарь. Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. 28 октября 2020

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Православный календарь 28 октября 2021Скачать

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Православный календарь 28 октября 2021
Поделиться или сохранить к себе:
Внутреннее развитие