Император Федор Кузьмич

Мощи Феодора Кузьмича, местночтимого святого Сибири, покоятся в Казанском соборе Богородице-Алексеевского монастыря в Томске. В стенах монастыря хранится разгадка тайны императора Александра I и его поспешного отъезда из Санкт-Петербурга в Таганрог.

Из высшего общества

Большинство исследователей начинают историю старца с его появления на Урале (город Красноуфимск) в 1836 г. Дородный светловолосый мужчина с благородными чертами лица, не имевший при себе документов, он был арестован, наказан плетьми и сослан в Сибирь за бродяжничество. Долгое время он был отшельником, скитался по Томской губернии, работал в тайге, пока в 1858 году томский купец Семен Хромов не уговорил его поселиться в его сельском местечке. Именно в это время родилась легенда о царском происхождении Федора Кузьмича.

Помощник игумена, ризничий Алексеевского Богородицкого монастыря иеромнич Иов (Коваль) рассказывает:

«У нас нет прямых доказательств того, что старший Феодор — это Александр I. Однако известно, что при жизни святой не хотел называть имена своих родителей. Он, несомненно, был человеком высшего класса: владел иностранными языками, хорошо знал историю и право России. И когда крестьяне обращались к нему за помощью в решении мирских проблем, он мог дать хороший совет. Старец был хорошо знаком с историей войны 1812 года, что раскрывало его как человека, лично участвовавшего в тех событиях. Известно, что Федор Кузьмич писал рекомендательные письма людям, которые обращались к нему за помощью — для передачи влиятельным людям в столице или провинциальных городах. В то же время он строго запретил отправлять бумаги через посредников, только лично. Иначе, сказал он, вы пропадете. В Томске старца Федора уважали не только за его образованность. Люди видели, что он был человеком со святой жизнью. Он полюбил наш монастырь и приехал сюда молиться. Старца Феодора часто принимал настоятель монастыря.

Сегодня он почитается в Церкви не потому, что был (или не был) императором, а потому, что, оставив высшее общество и мирские заботы и обратившись к жизни скитальца, он решил служить Богу и на этом пути достиг святости».

Богородице-Алексеевский монастырь в Томске

Причем здесь декабристы?

Один из уже упомянутых купцов, Семен Феофанович Хромов, стал одним из почитателей святого еще при его жизни и устроил для него две кельи — летнюю и зимнюю. По некоторым данным, жена купца Хромова была родственницей жены декабриста Сергея Трубецкого. Многие предполагают, что Александр I знал о готовящемся восстании декабристов и имел с ними какую-то связь.
Когда старец умер 2 февраля 1864 года, его похоронили на территории монастыря. Сотни и тысячи людей приходили к могиле, веря, что там лежит святой царь. Губернатору даже пришлось ограничить вход обычных людей на кладбище.

До революции над могилой Федора стояла часовня, из которой был вход в подземелье, где хранились мощи. Однако в 1936 году часовня была разрушена, гробница осквернена, и только 5 июля 1995 года мощи святого были вновь обретены.

Кости были промыты виноградным вином, обработаны специальным маслом и покрыты воском. Сегодня мощи Федора хранятся в храме Казанской иконы Божией Матери под льняной пеленой, выполненной в древней технике лицевой вышивки мастерами Свято-Троицкой лавры. В 1997 году на месте захоронения святого была восстановлена часовня. Сегодня он выглядит почти так же, как и до революции, но вместо темных цветов он окрашен в яркие цвета.

Романовы в Томске

До сих пор живы легенды о том, что цари Николай I и Николай II посещали старца, а затем и его могилу, а также легенда о портрете Федора Кузьмича, хранившемся у императора Александра III.

Известно, однако, что на прямой вопрос «не был ли это император Александр I?». — сам старец Федор Кузьмич не ответил ни «нет», ни «да». Это также считается косвенным доказательством правдивости легенды. «Таким образом, святой смог охранять трон своего брата Николая I, спокойствие его царствования». — Иеромонах Иов объясняет. — Нельзя сказать, что брат императора занял трон еще при жизни своего предшественника. А правдивость, присущая святым людям, не позволяла отказать. Сама королевская семья поверила в легенду, но публично опровергла ее, понимая катастрофические последствия ее официального признания в контексте растущего антигосударственного движения.

Александр I

Александр I

Интересно отметить, что и сегодня Мария Романова каждый год приезжает в Томск из Австрии. Настоятель монастыря игумен Силуан (Вьюров) объясняет: «Мария Олеговна не принадлежит к царской семье. В свое время она была довольно известной певицей в Венской опере. Мария — дочь дворянина, эмигрировавшего из России в первой волне. В юном возрасте она узнала от своего отца увлекательную историю Александра I и прониклась к нему глубоким уважением. Ее сердце настолько приникло к святому старцу, что в весьма преклонном возрасте (от 70 до 80 лет), преодолевая трудности и болезни, она каждый год приезжает из Вены в Томск — чтобы иметь возможность молитвенно пообщаться с божественным святым у мощей его святости».

В 1984 году в Синагоге Сибирских Святых старец Феодор был канонизирован как святой. Каждый год 5 июля, в день открытия его мощей, в церкви Казанской Божьей Матери совершается Божественная литургия, которую возглавляет митрополит Томский архиепископ Ростислав. На богослужении присутствуют семинаристы Томской духовной семинарии и сотни паломников. Торжественные службы проводятся и в день смерти Федора — 2 февраля. В эти памятные дни паломники приезжают в Томск из соседних — Новосибирской и Кемеровской — областей, из таких далеких городов, как Москва и Санкт-Петербург…..

«Сейчас мы собираем свидетельства о чудесах, происходящих у мощей». — Отец Иов говорит. — И мы хотели бы просить Архиерейский Собор установить общецерковное почитание старца Феодора всей Русской Православной Церковью. Но вопрос церковной канонизации — скорее формальный, он не влияет на степень святости сибирского подвижника, а лишь создает благоприятные условия для более широкого знакомства с его назидательной жизнью».

Белые пятна и невероятные предположения

Легенда о превращении государя императора в старца Федора имеет сторонников и противников. Еще до революции на эту тему были написаны десятки книг — сегодня в библиотеке монастыря хранится более 20 изданий разных лет.

Книга историка Марии Громыко «Святой праведный Феодор Кузьмич — Александр I Благословенный» была издана в 2007 году, и монастырь считает ее информативным и качественным исследованием. Автор изучает записки купца Хромова, свидетельства Александры Федоровой, ученицы старца, других современников Федора Кузьмича, и приходит к выводу, что старец и Александр I — одно лицо. Поэтому, рассуждает автор, когда в Петропавловском соборе вместо императора был похоронен другой человек, члены царской семьи не терпели такого «соседства» со своими прославленными предками.

«Все это время существовали версии, что фигура старца не была связана с императором, но есть и много других фактов». — говорит иеромонах Амвросий (Кузнецов), заведующий библиотекой Богородице-Алексиевского монастыря. — Когда гробницу императора вскрывали в разное время, она оказывалась пустой. Те, кто был связан с семьей Александра I, не поминали императора при жизни старика…..

Портрет Федора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца Семена Хромова

Портрет Федора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца Семена Хромова

Еще один курьез связан с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I, умершей вслед за мужем в 1826 г. По некоторым данным, она повторила судьбу мужа, скрывалась почти десять лет и наконец вновь появилась в качестве монахини в Сырковом монастыре под Новгородом — в 1834 году.

Еще один роман из библиотеки Томского монастыря — «Тихая царица и смиренный молчальник», в котором утверждается, что императрица Елизавета Алексеевна и благочестивая Вера Александровна — одно и то же лицо. Книга была издана в Санкт-Петербурге в 2011 году С. И. Астаховым и Е. I. Карасев.

И все же в этой истории остается много белых пятен и несоответствий. Как уже упоминалось выше, первое известие о Феодоро относится к 1836 году — через 10 лет после официальной смерти императора. Где находился Александр I в это десятилетие, остается загадкой. По одной из легенд, Александр I получил благословение на паломнический подвиг от преподобного Серафима Саровского, который стал духовным отцом императора, а при жизни святого Феодоро Кузьмич останавливался у него в Саровском монастыре. Монах Серафин умер в 1833 году и стахановцы ушли странствовать, а он так и не исповедовался с…..

Чтобы окончательно ответить на вопрос, имел ли Федор Кузьмич какое-либо отношение к императору Александру, можно провести генетическую экспертизу, возможность которой не исключают специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы. Томская епархия Русской православной церкви в лице архиепископа Ростислава заявила, что не будет возражать против идентификации останков святого, но не будет инициировать такие исследования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: