«Кулачный бой — праздник души!»
русская народная пословица
Борьба и приемы, известные в России, издавна были одними из излюбленных народных забав1. Вот что говорилось о кулачных забавах в Воронежских губернских ведомостях за 1851 г.: учили бесстрашию и отваге»2. Сахаров писал о знатных людях: «Кулачный бой в русской семейной жизни считался удовольствием, некогда приводившим в гордость и распри целые села и города. Подставлять себя на побои доброй воли, беспощадно бить других было роскошной забавой для наших отцов и дедов3. Кулачная забава издавна известна на Руси. Летописцы говорят о нем уже в начале 13 века с некоторым энтузиазмом. Великий князь Киевский Мстислав III и князь Владимир Псковский, поощряя своих союзников Новгорода и Смоленска перед сражением мужественно отражать великого князя Юрия Всеволодовича, даровали им свободу: сражаться верхом или в пешем строю. Новгородцы ответили: «Верхом не поедем, а будем сражаться, по примеру предков, пешком и кулаками
Очень интересно, что на Руси вплоть до Куликовской битвы (1380 г.) сражению предшествовал единоборство. Вот как свидетельствует «Повесть временных лет»: «В году 992. подъехал печенежский князь, позвал Владимира: Выпусти из твоего человека, и я выпущу из своего, и пусть дерутся. Если твой человек бросит мой на землю, мы не будем драться три года, а если мой, мы тебя три года уничтожим… А печенежинец задушил его руки насмерть. И бросил на землю. Раздался крик, и побежали печенеги, а русские погнались за ними и били их…» 5
С самого раннего возраста с помощью разнообразных игр дети постепенно учились уметь постоять за свою Родину, семью и себя. Целый комплекс разминочных игр, боевых искусств был отличной военной школой. Среди дошедших до нас забавных файтингов такие как: «Царь горы», «Прятки», «Коза», «Поймай» и др. боевые забавы формировали и развивали навыки, которые непосредственно пригодились бы в боевой. Например, стелс развил способность за короткое время скрываться, становиться невидимым для врага и выжидать подходящий момент для атаки из засады. Умение бороться с превосходящим противником, используя преимущества местности, отрабатывалось в игре «Царь горы», атака всадника прыжком сзади — в игре «Слон», сбивая противника ногами в прыжке — в игре «Поймай». Когда дети стали старше, игры превратились в настоящие драки, известные как «кулачные бои
Кулачные бои могут быть «один на один», «стенка на стенку» или «свалка».7 Жесткий бой, рукопашный бой в Курской области называют «неразрывным»: «у них каждый день, не- разрушительный». Победителя в кулачных боях, самого стойкого бойца называли «стендом». Сам бой, схватка, рукопашная схватка назывались «дееспособностью». И сходятся открыто, грудь к груди, в рукопашном бою — «грудью сойтись», «бой грудью», «иди грудью» (Курск.).8
В основном, вечеринки проводились во время недели Марди Гра: «..на неделе Марди Гра — кулаки. Почти всю неделю»9. Сахаров указывал, что «бои начались с Николиной зимы и продолжались до съездного воскресенья»10. Один из осведомителей в Орловской губернии сообщил, что в деревне Мешковой «стучали кулаками. «Сроки таких боев были строго регламентированы: День подарков, Новый год, Крещение, суббота и воскресенье на Масленицу11. Афанасьев А.Н разделил народ на две стороны и начал кулачный бой – стенка на стенку»12
Есть сведения, что в Нижегородском Поволжье сохранилась архаичная форма кулаков, когда в них участвовали женщины, что, по мифологическим представлениям, должно было сказаться на урожайности льна. Пошли, а то летом не будет урожая»14
Поощряли кулачный бой восклицанием: «Давай, давайте кулачный бой!». Подростки 10-12 лет запускали «камеры». К ним присоединились взрослые мужчины. Следующими в бой вступили женатые мужчины. Иногда участвовали и старики15. Приказ за приказом в деревне, деревня на деревне, по несколько деревень с каждой стороны, даже волость на волость16. У русских князей был ряд строго соблюдаемых правил. Победить ложь было невозможно. Также невозможно было победить того, кто сел. Удары сзади были запрещены, было холодно, надо было идти вперед, лицом к лицу с противником. Драться разрешалось только голыми руками — в кулаке ничего быть не должно. Нарушения этих норм наказывались линчеванием: их била собственная команда17. Во время общего спора уже действовали не только руки, но и ноги, и колени; они беспощадно били своих противников в живот, грудь и лицо, но не били лежащих, и потому существовала поговорка: «лежачих не бьют».
Обратите внимание: бойцы стояли вдалеке, наблюдая за боем; каждая из противоборствующих сторон уговаривала превосходных воинов перейти на свою сторону, обещая им большие дары и вино для питья. Когда стена гнала стену, тогда храбрый боец, или надеющийся боец, закатывая рукава и сжимая оба кулака со скрежетом зубовным, летал как бешеный зверь с распущенными волосами и наносил страшные удары… Тот, кто больше держался на месте больше других и выдерживая удары больше, его уважали и восхваляли даже его враги. После пробития стены на месте остались только бойцы. Их бой был ужасен. Некоторые из них схватились, сломали друг друга, били себя по лицу (кровь текла) и в яростной ярости цеплялись за волосы, били под легкие, и оба падали полумертвые. Другие бежали на помощь своим товарищам, напали на обнадеживающего бойца, который уже был бледным как смерть. Он не сдавался, терпел жестокие побои и вдруг улучил счастливую минуту, ударил одного под глаз, другого в висок, и оба со стоном вытянулись у их ног. Бойца Надежду сопровождал всеобщий радостный возглас: «Наши взяли!» Но если он не в силах был вынести ударов, то единственное его спасение (сохранение жизни) — упасть на землю: лежащего не бьют, а он остается в поругании. Часто случалось, что многих находили убитыми или полностью изуродованными на месте. В конце матча он вел своих болельщиков по улице, распевая громкие песни18
Вот что писал о нравах орловцев известный писатель Н. С. Лесков: ул. Часто дрались в отчаянии. Правило было бить по вздоху, а не по лицу, и не класть в рукавицы большие медные гривны. Однако это правило не соблюдалось. Часто бывало, что человека несли домой на руках, не успели покаяться, как он уже ушел из жизни. И многие остались, но зачахли». Уважаемый всеми художник Ф. И. Шаляпин делился дорогими его сердцу воспоминаниями: «С одной стороны, мы, Казанская Русь, сошлись, с другой — добродушные татары. Они сражались отчаянно и не щадили ни себя, ни своих противников». Талантливый поэт Сергей Есенин писал в автобиографических заметках «Обо мне»: так будет сильнее!»
Среди наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша Родимий, Тереша Кунькин, Зубовы, Никита Долгов и братья Походкины. Знамениты тульские воины и сегодня, но в каждом месте были свои храбрецы
Церковь объявила кулачные бои «дьявольским умышленным делом» и всячески пыталась воспрепятствовать этой народной забаве. Тогда в 1274 году на духовном соборе во Владимире митрополит Кирилл сказал: «Узнал я, что они еще держатся бесовского обычая окаянных эллинов: в божественные праздники бьют свистом, криком и криком…». В правление митрополита Кирилла, вошедшее в пилотную книгу и тем самым постоянно служившее церковным законом, участники подобных утех изгонялись из церквей («да будут отлучены от сынов церквей Божиих»). А те, кто погиб в мирных драках, фокусах и драках на палках, и вообще случайно поплатившиеся жизнью за удовольствие повеселиться на этих турнирах «пусть будут (это же сказано в правиле летчиков) прокляты как в в сем веке и в грядущем; есть иной, противящийся нашему законоположению, и не принимающий от них приношений, рекше просфур и кутью, свечей, все же так умирает, к симам не ходит и им не служит
Настоящее ограничение кулачного боя началось в 17 веке. 9 декабря 1641 года Михаил Федорович указывал: «Как всякие люди научатся воевать в Китае, и в Белокаменном граде, и в Земляном граде, и этих людей иметь, и к земскому чину приводить, 19 марта 1686 г был издан указ о запрещении кулаков и о наказании участников: «Каких людей конфисковать в кулаки; а тем людям, виновным, чинить на первую станцию бить батоги, а иметь гонять по указу, за второй гонять кнутом бить, а гнать два раза иметь, а в третий раз жестоко карать, высечь и сослать в ссылку в украинские города на пожизненный срок навсегда».
Указами от 2 ноября 1684 г., 19 марта 1686 г и др кулаки были строго запрещены. В статье 180 части 4 тома 14 кратко говорится: «Кулачный бой как вредное развлечение полностью запрещен». То же самое было дословно повторено в последующих редакциях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, фокусы продолжались.
- наши в поле не робеют;
- одним ударом убито сто душ;
- лучше умереть в поле, чем в женском доме;
- бить своих — чужие будут бояться;
- лучше быть убитым, чем попасть в плен;
- земля не дается врагу без боя;
- мужество бороться с любовью;
- без переключателя нет заводной головки.
Недаром говорят: «Здесь пахнет русским духом»!