Плохо было с нечистой силой на Руси. В последнее время развелось столько богатырей, что число Горынычей резко сократилось. Только однажды блеснул Ивану лучик надежды: пожилой крестьянин, назвавшийся Сусаниным, пообещал провести его к самой пещере Лихи Одноглазой… Но наткнулся он лишь на покосившуюся старую избу с выбитыми окнами и выбитой дверью. На стене было нацарапано: «Проверено. Пиявки нет. Богатырь Попович».
Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, Остров Русь
«Славянские чудовища» — согласитесь, звучит дико. Русалки, лешие, водяные — все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, легкомысленным и даже немного глуповатым. Сейчас, когда речь заходит о волшебных монстрах, мы часто думаем о зомби или драконах, хотя это такие древние существа в нашей мифологии, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться маленькой пакостью.
Обитатели славянских языческих легенд – это не счастливый домовой Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в нечисть, которую мы теперь считаем достойной только детских страшилок.
До нашего времени не дошло почти ни одного первоисточника с описанием вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то было покрыто мраком истории, что-то уничтожено при крещении Руси. Что у нас есть, кроме туманных, противоречивых и часто разных легенд о разных славянских народах? Несколько упоминаний в трудах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) — время. «Chronica Slavorum» немецкого историка Гельмольда (1125-1177) — два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена», сборник древнебулгарских обрядовых песен, из которого также можно сделать выводы о языческих верованиях древних славян. Объективность церковных источников и летописей по понятным причинам вызывает большие сомнения.
Книга Велеса
«Книга Велеса» («Книга Велеса», таблички Изенбека) издавна представлялась как уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, относящийся к периоду VII века до н.э. — 9 век н.э.
Ее текст якобы был вырезан (или сожжен) на небольших деревянных дощечках, причем некоторые «страницы» частично сгнили. Согласно легенде, «Велесова книга» была обнаружена в 1919 году под Харьковом белым полковником Федором Изенбеком, который увез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Он сделал несколько копий, и в августе 1941 года во время немецкого наступления пластины были утеряны. Выдвигались версии, что они были спрятаны нацистами в «архиве арийского прошлого» под Анненербом, или вывезены после войны в США).
Увы, подлинность книги поначалу вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги является подделкой, сделанной в середине XX века. Язык этой подделки представляет собой смесь различных славянских диалектов. Несмотря на разоблачение, некоторые авторы до сих пор используют «Велесову книгу» как источник знаний.
Единственное доступное изображение одной из досок «Книги Велеса», которая начинается словами «Книгу сию посвящаем Велесу».
Истории славянских сказочных существ может позавидовать еще одно европейское чудовище. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым подсчетам он достигает 3000 лет, а корни его уходят в неолит или даже мезолит — то есть около 9000 лет до нашей эры.
Не было панславянского сказочного «зверинца» — в разных местах говорили о совершенно разных существах. Морских или горных чудовищ у славян не было, зато лесной и речной нечисти было предостаточно. Не было и безумия величия: наши предки очень редко думали о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских этанов. Некоторые фантастические существа появились у славян сравнительно поздно, во время их христианизации — чаще всего они были заимствованы из греческих легенд и введены в национальную мифологию, создавая таким образом причудливую смесь верований.
Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, жена фессалийского царя Кейкоса, узнав о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу, названную в честь нее алкионе (царь-рыба). Слово «Алконост» вошло в русский язык в результате искажения старинной поговорки «Алкиона — птица».
Славянский Алконост – райская птица с удивительно сладким, мелодичным голосом. Она откладывает яйца на берегу, потом выбрасывает их в море — и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается буря. В православной традиции Алконост считается божественной посланницей – она живет на небе и спускается, чтобы донести до людей высшую волю.
Алконост птица. Лубок, конец 18 века — начало 19 века.
Крылатый змей с двумя хоботами и птичьим клювом. Он живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные набеги на деревни. Он так притягивает камни, что даже не может сидеть на мокрой земле — только на камне. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно только сжечь. Название происходит от греческого aspis, ядовитая змея.
Этакий озорной лесной дух, маленький, пузатый, с круглыми щечками. Он не спит ни зимой, ни летом. Он любит обманывать людей в лесу, отвечая на их крики «Ай!» со всех сторон. Заводит путников в густую чащу и бросает их там.
Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, кривым носом, «костью ноги», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба Яга — неоднозначный персонаж. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, но иногда эта ведьма может добровольно помочь отважному герою, попросив его, попарившись в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценную информацию).
Известно, что Баба Яга живет в дремучем лесу. Там ее каюта стоит на курьих ножках, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорили, что на воротах дома Яги вместо запора руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы Яги заколдован — войти в него можно, только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом и вернись в лес».
Подобно западноевропейским ведьмам Баба Яга умеет летать. Для этого ей понадобится большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черную кошку или ворону, которая помогает ей в колдовстве.
Происхождение поместья Бабы Яги неясно. Может оно пришло из тюркских языков, может образовалось от старосербского «ега» — болезнь.
Баба Яга, кость кость. Ведьма, тролль и первая женщина-пилот. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Изба на курногах
Лесная хижина на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — не выдумка. Так строили временные жилища охотники с Урала, Сибири и финно-угорские племена. Дома с глухими стенами и входом через люк в полу, приподнятый на 2-3 метра над землей, защищали как от грызунов, жаждущих припасов, так и от крупных хищников. Сибирские язычники держали в подобных сооружениях каменных идолов. Можно предположить, что фигура женского божества, размещенная в маленьком домике «на курьих ножках», породила миф о Бабе-Яге, которая почти не помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова находится в другой, и ее нос упирается в потолок.
дух, обитавший в банях, обычно изображался в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, озорные. Если люди в бане поскользнулись, обожгутся, обмякнут от жары, обварятся кипятком, услышат треск камней в печи или постучат в стену — все это проделки банника.
По-крупному банник вредит редко, только когда люди плохо себя ведут (стирают по праздникам или поздно ночью). Чаще всего он им помогает. У славян баня ассоциировалась с таинственными, животворящими силами – здесь часто рождались или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).
Как и других духов, банника кормили — оставляли ему черный хлеб с солью или закапывали задушенную черную курицу под порогом бани. Существовал и женский вариант банника — банница, или обдериха. В банях жил и Шишига — злой дух, являющийся только тем, кто входит в баню без молитвы. Шишига принимает форму друга или родственника, призывает человека искупаться вместе с ней и может париться до смерти.
Плохо было в Риме и в Турции. Но банник есть только у славян.
Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал трем своим сыновьям отдать своих сестер тому, кто первый попросит их руки. Однажды ночью во дворец явился некто с громовым голосом и объявил младшую принцессу своей женой. Сыновья исполнили волю отца и вскоре потеряли таким образом своих средних и старших сестер.
Вскоре братья пришли в себя и отправились на их поиски. Младший брат встретил прекрасную принцессу и взял ее в жены. Князь с любопытством заглянул в запретную комнату и увидел человека в цепях. Он представился Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот набрался сил, разорвал цепи, отпустил крылья, схватил царевну и улетел. Грустный принц отправился на поиски. Он обнаружил, что громоподобные голоса, которые его сестры требовали в жены, принадлежали владыкам драконов, соколов и орлов. Они согласились помочь ему и вместе победили злобного Баша Челика.
Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.
Живые мертвецы восстают из могил. Как и все остальные вампиры, гули пьют кровь и могут уничтожать целые деревни. В первую очередь убивают родных и близких.
Как Алконост, божественная женщина-птица, основная функция которой — исполнение пророчеств. Известна поговорка «Гамаюн – птица-вещь». Она также умела управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода солнца, за ней следует буря.
Гамаюн-Гамаюн, сколько мне осталось жить?
Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, им приходилось бросаться пополам. Они живут где-то на краю света, размножаются искусственно и куют свой тип железа. Дым от их кузниц несет чуму, оспу и лихорадку.
В самом общем виде — домашний дух, хранитель домашнего очага, старичок с бородой (или все, что покрыто волосами). Считалось, что в каждом доме есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая любвеобильному «дедушке».
Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили его (оставляли на полу тарелку с молоком, хлебом-солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им в мелких делах, ухаживал за скотиной, охранял хозяйство , предупредил об опасности.
С другой стороны, рассерженный домовой мог быть очень опасен — ночью он давил людей до синяков, душил их, убивал лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дома. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.
Брауни, рис. Билибин.
Полузабытое существо из фольклора южных славян. Точного описания не существует — одни считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии существует поверье, что дрекавак — это душа умершего некрещеного младенца. Они сходятся только в одном — драконий бдительный может ужасно кричать.
Обычно дрекавак является героем детских страшилок, но в отдаленных местностях (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители села Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на их домашний скот — по характеру повреждений трудно определить, что это был за хищник. Жители деревни утверждают, что слышали жуткие крики, так что, должно быть, в дело вмешались драконьи бдения.
Знакомый нам с детства образ красивой птицы с яркими, ослепительно горящими перьями («как жар обжигает»). Традиционное испытание сказочных героев – достать перо из хвоста этого пернатого создания. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно, знание. Его ближайший родственник — средневековая птица Феникс, известная как на Западе, так и в России.
Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварога — бога-кузнеца). Огненный сокол, который также может выглядеть как огненный вихрь, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки), первой династии русских правителей. Сильно стилизованный водолаз Рарог со временем стал похож на трезубец — так выглядел герб современной Украины.
Иван Царевич и Жар-птица
Злой дух (иногда жена домового), появляющийся в образе маленькой уродливой старухи. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, она постоянно вредит людям: шумит, стучит по стенам, мешает спать, рвет сети, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморой становились младенцы, умершие без крещения, или злые плотники или печники могли пустить кикимору в дом во время строительства. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, вреда наносит гораздо меньше — в основном только отпугивает заблудившихся путников.
Старуха кикимора, рис. Билибин.
Один из хорошо известных нам древнеславянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худощавого костлявого старика с отталкивающей внешностью. Агрессивный, мстительный, жадный и скупой. Трудно сказать, был ли он олицетворением внешних врагов славян, злым духом, могущественным колдуном или уникальным видом нежити.
Бесспорно, что Кощей обладал очень сильной магией, стрелял в людей и часто занимался любимым делом всех злодеев на свете — похищал девушек. В отечественной фантастике довольно популярен образ Кощея, причем представлен он по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина) или, например, в образе киборга («Судьба Кощей в киберозойскую эру» Александра Тюрина).
«Фирменной» чертой Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы, наверное, все помним, на волшебном острове Буян (способном внезапно исчезать и появляться на глазах у путешественников) есть большой старый дуб, на котором висит гроб. В сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо и в яйце волшебная иголка, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту булавку (по некоторым версиям, разбив яйцо о голову Кощея).
Кощей в представлении Васнецова и Билибина.
Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. На самом деле не злой — ходит по лесу, охраняет его от людей, показывает себя время от времени, так как может принимать любой вид — растение, гриб (гигантская говорящая муха), животное или даже человек. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а ботинки надеты задом наперёд.
Иногда встреча с гоблином может закончиться плачевно — он заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Но те, кто уважает природу, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.
Гоблин, рис. М. Врубель.
Дух зла, неудачи, символ печали. Насчет внешности Лиха нет уверенности — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посредине лба. Известно, что их часто сравнивают с циклопами, хотя, кроме одного глаза и высокого роста, у них нет ничего общего.
До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, надевалось ему на шею (в некоторых легендах несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и утонул) и мешало ему жить.
Однако от Лиха можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли или, как иногда упоминают, передать другому человеку вместе с каким-нибудь подарком. Согласно очень темным суевериям, Лихо мог прийти и сожрать вас.
В славянской мифологии русалки — это некая озорная нечисть. Это были утонувшие женщины, девушки, погибшие возле водоема, или люди, купавшиеся в неподходящее время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» — мертвец) — детьми, умершими без крещения или задушенными матерями.
глаза таких русалок горят зеленым огнем. По характеру это противные и злые существа, они хватают купальщиков за ноги, утаскивают под воду или выманивают с берега, обхватывают руками и топят. Существовало поверье, что смех русалки может стать причиной смерти (это делает их похожими на ирландских банши).
Некоторые верования называли русалок низшими духами природы (например, добрыми «берегами»), не имеющими никакого отношения к утопающим и охотно спасающими тонущих.
Были также «древесные русалки», которые жили на ветвях деревьев. Некоторые исследователи причисляют к полуденным русалкам (в Польше — лаканицам) — пониженным настроением, принимающим вид девушек в прозрачных белых одеждах, которые живут в поле и помогают в поле. Последний также является духом природы — считается, что он похож на маленького старичка с белой бородой. Полевые живут на возделываемых полях и обычно снисходительны к фермерам, кроме тех случаев, когда работают в полдень. За это он посылает крестьянам обеденные дни, чтобы они магией лишили их разума.
Следует упомянуть и о водянике – роде русалки, крещеной утопленницы, не относящейся к разряду злых духов, а потому относительно доброй. Водяницы любят глубокие лужи, но чаще всего ложатся под мельничные колеса, катаются на них, разрушают жернова, мутят воду, промывают ямы, рвут сети.
Русалка. Художник Константин Васильев.
Водяные женщины считались женами водяных духов, появлявшихся в образе стариков с длинными зелеными бородами из водорослей и (реже) рыбьей чешуи вместо кожи. Пучеглазый, толстый, страшный водяной живет на большой глубине в заводях, командует русалками и другими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжает по своему подводному царству на соме, за что эту рыбу иногда называли в народе «чертовой лошадью».
Водяной по натуре не злой и даже выступает защитником моряков, рыбаков или мельников, но время от времени любит пошалить, утащив под воду зазевавшегося (или оскорбившего) купальщика. Иногда водяного наделяли способностью менять форму – превращаться в рыбу, зверя или даже бревно.
Со временем образ русала как защитника рек и озер изменился – его стали рассматривать как могущественного «морского царя», жившего под водой в изящном дворце. Из духа природы вода превратилась в некоего волшебного тирана, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, договариваться и даже хитростью побеждать его.
Водяные в представлении Билибина и В. Владимирова.
Еще одно существо с головой женщины и телом совы (совы), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюн, Сирин не посланник свыше, а прямая угроза жизни. Считается, что эти птицы живут в «индийских землях близ рая», или у реки Евфрат, и поют такие песни святым на небесах, услышав что-то, люди напрочь теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.
Нетрудно догадаться, что Сирин — это мифологическое перевоплощение греческих сирен. Однако, в отличие от них, птица Сирин является не отрицательным персонажем, а скорее метафорой искушения человека всевозможными искушениями.
Птица сирин на виноградном дереве. Рисунок гроба, 1710 год.
Персонаж позднеславянских легенд, сложный образ, сочетающий в себе черты птицы, злого колдуна и богатыря. Соловей-разбойник обитал в лесах под Черниговом у реки Смородины и 30 лет охранял дорогу на Киев, никого не пропуская, оглушая путников чудовищным свистом и ревом.
У соловья-разбойника были гнезда на семи дубах, но легенда также гласит, что у него была башня и три дочери. Былинный богатырь Илья Муромец не убоялся своего противника и стрелой из лука выбил ему глаз, а во время их схватки свист Соловья-Разбойника бил весь лес округи. Герой привез пленного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил соловья-разбойника свистнуть — проверить, правдив ли слух о сверхспособностях этого злодея. Соловей конечно засвистел, да так, что чуть не уничтожил полгорода. После этого Илья Муромец отвел его в лес и отрубил ему голову, чтобы подобное безобразие больше не повторилось (по другой версии, Соловей-Разбойник впоследствии служил Илье Муромцу помощником в бою).
Соловей-разбойник и Илья Муромец. Рис. Билибин.
Для своих первых романов и стихов Владимир Набоков использовал псевдоним Сирин».
В 2004 году «родиной» Бабы Яги был объявлен поселок Кукобой (Первомайский район Ярославской области). Ее «день рождения» отмечается 26 июля. Православная церковь выступила с резким осуждением «поклонения Бабе Яге».
Илья Муромец — единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной Церковью.
Баба Яга встречается даже в западных комиксах, например — «Хеллбой» Майка Миньолы. В первом эпизоде компьютерной игры «В поисках славы» Баба Яга — главный сюжетный злодей. В ролевой игре Vampire: The Masquerade Баба Яга — вампир из клана Носферату (отличается уродством и скрытностью). После ухода Горбачева с политической арены она вышла из подполья и убила всех вампиров клана Бруха, контролировавшего Советский Союз.
Домик Бабы Яги в Кукобое.
* * *
Перечислить всех чудесных созданий очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов — лесных, водных или домашних, а некоторые из них были очень похожи друг на друга. Вообще обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «бытовых» коллекций чудовищ других культур
Среди славянских «монстров» монстров как таковых очень мало. Наши предки жили спокойной, размеренной жизнью, а потому существа, которых они себе придумывали, ассоциировались со стихийными элементами, нейтральными по своей природе. Если они и противостояли людям, то, по большей части, только защищали матушку-природу и родовые традиции. Сюжеты русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважать древнее наследие наших предков.
Последнее особенно важно, ведь старинные легенды быстро забываются, а вместо загадочных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские девушки-рыбы с чешуей на груди. Не стыдно изучать славянские легенды — особенно в оригинальных вариантах, не адаптированных для детских книг.