Плохо было с нечистой силой на Руси. Богатырей в последнее время стало так много, что число горынычей резко сократилось. Лишь однажды для Ивана блеснул луч надежды: пожилой мужчина, назвавшийся Сусаниным, пообещал провести его до самой пещеры Лиха Одноглазого… Но наткнулся он лишь на покосившуюся старую избушку с разбитыми окнами и сломанной дверью. На стене были царапины: «Проверено. Вроде нет. Богатырь Попович».
Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»
«Славянские монстры» — согласитесь, звучит немного дико. Русалки, гоблины, водные существа – все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, легкомысленным и даже немного глупым. Сегодня, когда речь идет о магических монстрах, мы чаще думаем о зомби или драконах, хотя в нашей мифологии есть и такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться маленькими пакостниками.
Обитатели славянских языческих преданий – это не счастливый домовой Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветком. Наши предки всерьез верили в нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.
До нашего времени почти не сохранилось оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то было покрыто мраком истории, что-то было разрушено при крещении Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую разных легенд о разных славянских народах? Немногочисленные упоминания в трудах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) — единожды. «Хроника славорум» немецкого историка Гельмольда (1125–1177) – два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» — сборник древних булгарских обрядовых песен, из которого также можно сделать выводы о языческих верованиях древних славян. Объективность церковных источников и летописей по понятным причинам находится под большим сомнением.
Видео:ТОП 7 Самой Опасной Нечисти | Славянская МифологияСкачать
Книга Велеса
«Книга Велеса» («Велесова книга», таблички Изенбека) издавна представлялась как уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемый VII веком до нашей эры – IX веком нашей эры.
Текст якобы был вырезан (или сожжен) на небольших полосках дерева, причем некоторые «страницы» частично сгнили. По легенде, «Книга Велеса» была обнаружена в 1919 году под Харьковом белым полковником Федором Изенбеком, который отвез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Он сделал несколько копий, и в августе 1941 года во время немецкого наступления таблички были утеряны. Выдвигались версии, что они были спрятаны нацистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе или вывезены после войны в США).
Увы, подлинность книги поначалу вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги — подделка, осуществленная в середине 20 века. Язык этого фейка представляет собой смесь различных славянских диалектов. Несмотря на разоблачение, некоторые авторы до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.
Единственное доступное изображение одной из досок «Книги Велеса», которая начинается словами «Эту книгу Велесу посвящаем».
Истории славянских сказочных существ могут позавидовать и другие европейские чудовища. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым оценкам, он достигает 3000 лет, а корни его уходят в эпоху неолита или даже мезолита – то есть около 9000 г до н э.
Привычный славянский сказочный «зверинец» отсутствовал – в разных местностях говорилось о совершенно разных существах. Морских и горных чудовищ у славян не было, зато лесная и речная нечисть была в изобилии. Гигантомании тоже не было: наши предки очень редко думали о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских йотунов. Некоторые фантастические существа появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации – чаще всего они были заимствованы из греческих легенд и внедрены в национальную мифологию, создавая таким образом причудливую смесь верований.
Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, жена фессалийского царя Кейка, узнав о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу, названную в ее честь, алкион (зимородок). Слово «Алконост» вошло в русский язык в результате искажения старинной поговорки «алкион – птица».
Славянский Алконост – райская птица с удивительно нежным, мелодичным голосом. Она откладывает яйца на пляже, затем бросает их в море – и волны на неделю успокаиваются. Когда яйца вылупляются, начинается буря. В православной традиции Алконост считается божественной вестницей – она живет на небе и спускается, чтобы передать людям высшую волю.
Птица Алконост. Лубок, конец 18 — начало 19 века.
Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные набеги на деревни. Он настолько тяготеет к камням, что не может сидеть даже на мокрой земле – только на камне. Асп неуязвим для обычного оружия; его нельзя убить мечом или стрелой, а можно только сжечь. Название происходит от греческого aspis — ядовитая змея.
Эдакий озорной лесной дух, маленький, пузатый, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Ему нравится обманывать людей в лесу, отвечая на их крики «Ау!» со всех сторон. Уводит путников в глухие чащи и бросает их там.
Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костлявой костью», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она выступает в роли вредителя, с ярко выраженными склонностями к каннибализму, но иногда эта ведьма может добровольно помочь отважному герою, допросив его, распарив в бане и одарив магическими дарами (или сообщив ему ценную информацию).
Известно, что Баба Яга живет в глухом лесу. Там ее хижина стоит на курьих ножках, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда рассказывали, что на воротах дома Яги вместо замков были руки, а замочная скважина — маленький зубастый рот. Дом Бабы Яги заколдован — войти в него можно, только сказав: «Избушка, избушка, повернись ко мне фронтом, а спиной к лесу».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба Яга умеет летать. Для этого ей понадобится большая деревянная ступка и волшебная метла. У Бабы-Яги часто можно встретить животных (знакомых): черную кошку или ворону, которые помогают ей в колдовстве.
Происхождение поместья Бабы Яги неясно. Может быть, оно пришло из тюркских языков, а может быть, образовалось от старосербского «ега» — болезнь.
Баба Яга, кость кость. Ведьма, волшебница и первая женщина-пилот. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Видео:7 малоизвестных существ из славянской мифологииСкачать
Изба на курногах
Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей – это не фантастика. Именно так строили временные жилища охотники из Урала, Сибири и финно-угорских племен. Дома с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2-3 метра над землей, защищенные как от жаждущих припасов грызунов, так и от крупных хищников, в подобных сооружениях сибирские язычники хранили каменных идолов. Можно предположить, что фигура женского божества, помещенная в небольшой домик «на курьих ножках», породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем домике: ноги в одном углу, голова в другой, и ее нос упирается в потолок.
дух, обитавший в банях, обычно представлялся в виде маленького старца с длинной бородой. Как и все славянские духи, он озорной. Если люди в бане поскользнулись, обожглись, потеряли сознание от жары, ошпарились кипятком, услышали треск камней в печи или постучали по стене – все это проделки бани.
Банникен редко наносит серьезный ущерб, только когда люди плохо себя ведут (стираются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он им помогает. У славян баня ассоциировалась с таинственными, животворящими силами – здесь часто рожали или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).
Как и других духов, банника кормили – оставляли ему черный хлеб с солью или закапывали под порогом бани задохнувшуюся черную курицу. Существовал и женский вариант банника – банница, или обдериха. В банях также обитала шишига — злой дух, являющийся только тем, кто ходит в баню без молитвы. Шишига принимает облик друга или родственника, приглашает человека попариться вместе с ней и может запариться насмерть.
Бани были в Риме и Турции. Но банник есть только у славян.
Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. По преданию, король завещал трем своим сыновьям женить своих сестер на том, чтобы тот первым попросил их руки и сердца. Однажды ночью во дворец пришел кто-то с громовым голосом и потребовал в жены младшую принцессу. Сыновья выполнили волю отца и вскоре аналогичным образом лишились средней и старшей сестры.
Вскоре братья пришли в себя и отправились на их поиски. Младший брат встретил прекрасную принцессу и взял ее в жены. Принц с любопытством заглянул в запретную комнату и увидел прикованного человека. Он представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Печально, что принц отправился на поиски. Он обнаружил, что громоподобные голоса, требовавшие его сестер в жены, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Они согласились помочь ему и вместе победили злого Баша Челика.
Вот как выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.
Живые мертвецы восстают из могил. Как и все остальные вампиры, гули пьют кровь и могут уничтожать целые деревни. В первую очередь они убивают родственников и друзей.
Алконост, божественная птица-самка, основная функция которой — гадание. Хорошо известна поговорка «Гамаюн – вещая птица». Она также знала, как управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода солнца, за ней следует буря.
Гамаюн-Гамаюн, сколько мне осталось жить? — Корова. — Почему ма…?
Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, им пришлось броситься пополам. Они живут где-то на краю света, размножаются искусственно, куют себе какое-то железо. Дым их кузниц приносит чуму, оспу и лихорадку.
В самом обобщенном представлении — домовой, покровитель домашнего очага, маленький старичок с бородой (или полностью покрытый волосами). Считалось, что в каждом доме был свой домовой. В доме их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка».
Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили его (оставляли на полу тарелку с молоком, хлебом-солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им в мелких делах, ухаживал за домашним скотом, охранял домочадцев и предупредил их об опасности.
С другой стороны, разгневанный домовой мог быть очень опасен – по ночам он щипал людей до синяков, душил их, убивал лошадей и коров, шумел, разбивал посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.
Брауни, рис. Билибина.
Полузабытое существо из фольклора южных славян. Точного описания его нет — одни считают животным, другие — птицей, а в центральной Сербии существует поверье, что дрекавак — это душа умершего некрещеного младенца. Они сходятся лишь в одном – драконье дежурство может ужасно кричать.
Обычно дрэкавак — герой детских страшилок, но в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители села Тометино Поле время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот – по характеру ран сложно определить, что это был за хищник. Фермеры утверждают, что слышали страшные крики, так что, вероятно, замешан дрекавак.
Знакомый нам с детства образ красивой птицы с яркими, ослепительно горящими перьями («они горят, как жар»). Традиционное испытание для героев приключений – добыть перо из хвоста этого пернатого существа. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце и, возможно, знания. Ее ближайший родственник – средневековая птица Феникс, известная как на Западе, так и в России.
Нельзя не вспомнить такого жителя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварога – бога-кузнеца). Огненный сокол, который может проявляться и в виде огненного вихря, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки), первой династии русских правителей. Сильно стилизованный водолаз Рарог со временем стал напоминать трезубец – так выглядел герб современной Украины.
Иван-царевич и Жар-птица. Рис. Билибина.
Злой дух (иногда жена домового), появляющаяся в образе маленькой некрасивой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, она постоянно вредит людям: шумит, стучит по стенам, мешает спать, рвет сетки, бьет посуду, травит домашних животных. Иногда считалось, что кикиморами становились младенцы, умершие без крещения, или кикиморы могли быть выпущены на дом во время строительства злыми плотниками или печниками. Кикимора, живущая на болоте или в лесу, наносит гораздо меньший ущерб – в основном она просто пугает заблудившихся путников.
Старуха-кикимора, рис. Билибина.
Один из известных древнеславянских отрицательных персонажей, обычно изображаемый в виде худощавого, скелетного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивный, мстительный, жадный и скупой. Трудно сказать, был ли он олицетворением внешних врагов славян, злым духом, могущественным колдуном или уникальной разновидностью нежити.
Бесспорно, что Кощей обладал очень сильной магией, избегал людей и часто занимался любимым занятием каждого злодея на свете – похищением девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, и представлен он по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина) или, например, как киборг («Судьба» Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).
«Фирменным» ходом Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы, наверное, все помним, на волшебном острове Буян (способном внезапно исчезать и появляться перед путниками) стоит огромный старый дуб, на котором висит гроб. В сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо и в яйце волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту булавку (по некоторым версиям, разбив яйцо о голову Кощея).
Кощей в представлении Васнецова и Билибина.
Георгий Милляр – лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских сказках.
Лесной дух, защитник животных. Он выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. Не совсем злой — он ходит по лесу, защищая его от людей, изредка проявляя себя, который может принимать любую форму — растения, гриба (гигантской говорящей мухи), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам – его глаза светятся магическим огнем, а обувь надета задом наперед.
Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно – он уведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважает природу, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.
Леший, рис. М. Врубель.
дух зла, неудачи, символ печали. Насчет внешности Лиха нет никакой уверенности – это либо одноглазый великан, либо высокая худощавая женщина с одним глазом в центре лба. Лихого часто сравнивают с Циклопами, хотя, кроме одного глаза и высокого роста, у них нет ничего общего.
До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихого, пока тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду – оно прикреплялось к человеку, садилось ему на шею (в некоторых легендах несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и утопился) и мешало ему жить.
От Лиха же можно было избавиться — обмануть, специально прогнать или, как иногда упоминают, отдать другому человеку вместе с подарком. По очень темным суевериям, Лихо мог прийти и сожрать тебя.
В славянской мифологии русалки — это разновидность озорной нечисти. Это были утопленницы, девушки, погибшие возле пруда, или люди, купавшиеся в неподходящее время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» — мертвец) — детьми, умершими без крещения или задушенными своими матерями.
глаза таких русалок светятся зеленым огнем. По натуре это противные и злые существа, они хватают купающихся за ноги, тянут под воду или выманивают с берега, обхватывают руками и топят. Существовало поверье, что смех русалок может стать причиной смерти (из-за этого они похожи на ирландских банши).
Некоторые верования называли русалками низших духов природы (например, добрых «новичков»), не имеющих ничего общего с утопающими и охотно спасающих утопающих.
Существовали также «древесные русалки», жившие в ветвях деревьев. Некоторые исследователи относят русалок к русалкам (в Польше — лаканитам) — низшим духам, принимающим облик девушек в прозрачно-белых одеждах, живущим в полях и помогающим на полях. Последний также является духом природы — считается, что он похож на маленького старичка с белой бородой. Фермер живет на обрабатываемой земле и обычно снисходительно относится к фермерам, за исключением тех случаев, когда они работают в полдень. Для этого он посылает к крестьянам полуденных воинов, чтобы они магией лишили их разума.
Также стоит упомянуть ворону – разновидность русалки, крещеной утопленницы, которая не относится к разряду нечистой силы, а потому относительно добрая. Водяные какашки любят глубокие омуты, но чаще всего они лежат под мельничными колесами, катаются на них, разрушают жернова, мутят воду, вымывают ямы и рвут сети.
Русалка. Художник Константин Васильев.
Водяные женщины считались женами морских мужчин — духов, появлявшихся в образе стариков с длинными зелёными бородами, сделанными из водорослей и (редко) рыбьей чешуи вместо кожи. Пучеглазый, толстый, страшный, водяной живет на большой глубине в водоворотах, командует русалками и другими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжал по своему подводному царству на соме, за что эту рыбу иногда называли в народе «чертовой лошадью».
Водяной по натуре не злой и даже выступает защитником моряков, рыбаков или мельников, но время от времени любит пошалить, утаскивая под воду зазевавшегося (или обиженного) купальщика. Иногда водяного наделяли способностью менять форму – превращаясь в рыб, животных или даже бревна.
Со временем образ водяного как защитника рек и озер изменился – его стали воспринимать как могущественного «морского короля», жившего под водой в роскошном дворце. Из духа природы водяной превратился в своеобразного волшебного тирана, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, заключать соглашения и даже хитростью побеждать его.
Мермены в представлении Билибина и В. Владимирова.
Еще одно существо с головой женщины и телом совы (филина), с очаровательным голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин — не посланник свыше, а прямая угроза жизни. Считается, что эти птицы живут в «индийских землях близ рая», или у реки Евфрат, и поют такие песни святым на небесах, когда слышат, что люди полностью теряют память и волю, а их корабли гибнут разбит.
Нетрудно догадаться, что Сирин – это мифологическая адаптация греческих сирен. Однако, в отличие от них, птица Сирин – не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода искушениями.
Птица Сирин на виноградном дереве. Рисунок гроба, 1710 год.
Персонаж позднеславянских легенд, сложный образ, сочетающий в себе функции птицы, злого колдуна и богатыря. Соловей-Разбойник жил в лесах под Черниговом у реки Смородиной и 30 лет охранял дорогу на Киев, никого не пропуская, оглушая путников чудовищным свистом и ревом.
Соловей-разбойник имел гнездо в семи дубах, но легенда гласит также, что у него был особняк и три дочери. Былинный богатырь Илья Муромец не побоялся своего противника и выбил ему глаз стрелой из лука, а во время их боя свист Соловья-Разбойника сразил весь лес в округе. Плененного злодея герой привез в Киев, где князь Владимир из любопытства попросил соловья-разбойника свистнуть – проверить, правдив ли слух о сверхспособностях этого злодея. Конечно, соловей свистел так громко, что чуть не уничтожил полгорода. После этого Илья Муромец отвел его в лес и отрубил ему голову, чтобы такое безобразие не повторилось (по другой версии, Соловей-Разбойник впоследствии служил Илье Муромцу помощником в бою).
Соловей-Разбойник и Илья Муромец. Рис. Билибина.
Для своих первых романов и стихов Владимир Набоков использовал псевдоним «Сирин».
В 2004 году «родиной» Бабы Яги было объявлено село Кукобой (Первомайский район Ярославской области). Ее «день рождения» отмечается 26 июля. Православная церковь резко осудила «поклонение Бабе Яге».
Илья Муромец – единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной Церковью.
Баба Яга даже существует в западных комиксах, таких как «Хеллбой» Майка Миньолы. В первом эпизоде компьютерной игры «В поисках славы» Баба Яга — главный сюжетный злодей. В ролевой игре «Вампир: Маскарад» Баба Яга — вампир из клана Носферату (отличается уродством и скрытностью). После того как Горбачев ушел с политической арены, она вышла из укрытия и убила всех вампиров клана Бруха, контролировавшего Советский Союз.
Изба Бабы Яги в Кукобое.
Видео:5 Ужасных существ славянской мифологииСкачать
* * *
Перечислить всех чудесных созданий рабов очень сложно: большинство из них изучены очень плохо и представляют собой местные разновидности духов – лесных, водных или домашних, а некоторые из них были очень похожи друг на друга. Вообще обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «бытовых» сборников монстров других культур
.
Среди славянских «чудовищ» чудовищ как таковых очень мало. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому придуманные ими существа ассоциировались со стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и выступали против людей, то в основном просто защищали Мать-природу и традиции предков. Сюжеты русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважать древнее наследие наших предков.
Последнее особенно важно, ведь древние легенды быстро забываются, и вместо загадочных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские русалки с чешуей на груди. Не стыдитесь изучать славянские легенды – особенно в оригинальных вариантах, не адаптированных под детские книги. Наш бестиарий архаичен и в чем-то даже наивен, но мы можем им гордиться, ведь он один из старейших в Европе.
📹 Видео
Русская народная нечисть. Каких существ скрывает Славянская мифологияСкачать
Весь Ведьмак: ВСЕ Славянские Монстры в играх The Witcher [14]Скачать
Славянская нечисть | Лихо | Леший | Черт | Кощей | Баба Яга | Кикимора | Полудница | Домовой | ЛихоСкачать
10 Существ из славянской мифологииСкачать
Существа Славянской МифологииСкачать
Бестиарий: ГрифонСкачать
БЕСТИАРИЙ - славянская мифологияСкачать
Славянская мифология. Часть 2. Бестиарий славян (аспид, кикимора, волколак и остальные)Скачать
Малоизвестные существа славянской мифологииСкачать
Славянские мифы за 22 минутыСкачать
Славянская мифология: Духи и нечистики из БеларусиСкачать
Ведьмак. Бестиарий. Славянские Монстры. Вий и КощейСкачать
Существа славянской мифологии №1 (Леший)Скачать
Славянская мифология | Страшные и ужасныеСкачать