Молитва св. Ефрема Сирина

Святой Ефрем Сирин

  • Отцы пустыни и жены непорочные…. А.С. Пушкин
  • Слова на молитву преподобного Ефрема Сирина, написанные святителем Иннокентием Херсонским
  • О молитве преподобного Ефрема Сирина от о. Александра Меня
  • Тюрьма приняла его за грешника и освободила святого Николая Сербского
  • Слова на молитву преподобного Ефрема Сирина Протоиерей Кирилл (Павлов)
  • Толкование святого Луки Крымского на молитву святого Ефрема Сирина.
  • Молитва преподобного Ефрема Сирина в России В. Староверова
  • Молитва преподобного Ефрема Сирина: изменение координат святыми Ф. Людоговским и О. Седаковым
  • Молитва Ефрема Сирина. Православная энциклопедия Святой Михаил Желтов
  • Молитва святого Ефрема Сирина на греческом языке
  • АУДИО. Великая молитва Великого поста
  • ВИДЕО. Молитва святого Ефрема Сирина

Молитва святого Ефрема Сирина — это покаянная молитва, составленная в IV веке святым Ефремом Сирином, сопровождаемая обожением, которая читается во время семидневных служб Великого поста и, согласно уставу, должна читаться во время служб с «Аллилуиа» в течение семи дней Великого поста. См. Типикон, гл. 9.

Ефрем Сирин

Молитва:

Господь и Владыка моей жизни, не дай мне духа праздности, уныния, жадности и тщеславия.

Дай мне, рабу Твоему, дух чистоты, смирения, терпения и любви. (Поклоны)

Господи Боже, Царь, сделай так, чтобы я видел свои грехи и не осуждал брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон до земли)

Боже, очисти меня, грешного. (Двенадцать раз, с преклонением чресл).

(Молитва читается полностью еще раз с поклоном в конце).

Перевод: Господь и Владыка моей жизни! Не давай мне склонности к лени, к беспечности, к тщеславию и пустословию.

Пошли чистоту души, смирение, терпение и любовь мне, рабу Твоему.

Царь и Господь, сделай так, чтобы я видел свои грехи и не осуждал брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

***

Во время Великого поста эта молитва читается в церкви на Часах в среду и пятницу Страстной недели и на протяжении всей Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; также в первые три дня Страстной недели. В эти дни она также включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресеньям эта молитва не читается.

В Страстную среду, в конце Божественной литургии, в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Начинаются особые богослужения Страстной недели.

Во время Рождественского поста молитва преподобного Ефрема Сирина читается в дни, когда совершается вседневная служба, что не указано в Типиконе. См. Типикон. Календарь на месяц: 14 ноября.

***

Почему эта молитва чита­ется во время бого­слу­же­ния в дни Вели­кого поста?

Автор молитвы — великий христианский подвижник святой Ефрем Сирин.

В свое время Ефрем был призван служить Богу особым вмешательством свыше — сверхъестественным откровением.

До этого момента он вел довольно легкомысленную, свободную от морали жизнь. Однажды его посадили в тюрьму по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который на самом деле стал жертвой диких волков.

Там его посетил таинственный человек, который свидетельствовал, что хотя он, Эфраим, сейчас несправедливо заключен в тюрьму, в его заключении есть какая-то высшая справедливость.

Он посоветовал ему поразмыслить и освежить память. Поразмыслив, Эфраим последовал его совету и вспомнил, как однажды, ради забавы и юношеской бестактности, выпустил из загона корову бедняка. В результате корова была задавлена хищным зверем, что вызвало дополнительные трудности и страдания в и без того неспокойной и несчастливой жизни бедняка. В то время виновный не был наказан.

Затем тот же человек пообещал Ефрему, что справедливость восторжествует в деле, в котором его обвиняли, и это произошло. Настоящий виновник был установлен и наказан (им оказался пастух, который пренебрегал стадом), а Ефрем был освобожден.

После этого случая он начал по-другому смотреть как на свою личную жизнь, так и на Божье провидение в целом, и, отбросив суету мира, обратился к аскетизму.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости жила в сердце святого до конца его жизни.

Он также выразил особое смиренное, покаянное отношение, характерное для истинного последователя Христа, в молитве, известной под его именем.

Эта короткая, но в то же время емкая и выразительная молитва — одна из самых важных просьб, с которыми верующие, осознающие свою духовную нищету и стремящиеся победить свои страсти и пороки, должны обращаться к Господу, Дающему жизнь и всякое благо (Иак. 1:17).

Его уместно читать в дни Великого поста, потому что в это время христианин должен приложить особые усилия для преобразования своей жизни. Но этого можно достичь только с помощью Бога (Иоанна 15:5). Поэтому мы молим Его о прощении, прося Его помощи в тех, в частности, просьбах, которые изложены в тексте молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва чита­ется во время бого­слу­же­ния в дни Рож­де­ствен­ского поста?

Сравнивая службу Великого поста с Рождественской, следует отметить, что, согласно Уставу Церкви, в определенные дни Великого поста поется гимн «Аллилуиа», то есть структура службы в эти дни в точности соответствует структуре Великого поста: часы, молитва Ефрема Сирина, простирания. Всего аллелуйя поется одиннадцать раз во время Адвента: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужения в эти дни, как и в Великий пост, носят покаянный характер.

Во время Великого поста также проводятся многочисленные торжественные службы. Чередование торжественных и покаянных дней — существенная особенность богослужений Рождества, отличающая его от других дней церковного года, и особенно от Великого поста.

Что озна­чают слова: «дух празд­но­сти, уныния, любо­на­ча­лия и празд­но­сло­вия не даждь ми»? Неужели Гос­подь явля­ется пода­те­лем духа грехов и стра­стей?

В наше время мы часто слышим: если Бог свят и всемогущ, то почему грешники совершают грехи, почему мир полон беззакония, зла? Разве Бог недостаточно свят или всемогущ? Еще большее недоумение вызывают вышеупомянутые слова молитвы святого Ефрема, если воспринимать их со строгим буквализмом.

Каков ответ? Бог Сам по Себе есть совершеннейший Дух (Иоанна 4:24), абсолютное Добро, и, конечно же, Он никогда никого не побуждает к греху.

Помня об этом, мы должны в то же время понимать, что все, что происходит в сфере творения, включая бесчисленные злодеяния, не происходит без воли Бога.

Мы должны различать два аспекта Божьей воли: Его благость и Его милость. Господь любит добро, всегда дарует его, всегда делает все добрым: мысли, намерения и действия.

Что касается беззакония, то его Бог, как абсолютный Святой (Левит 20:26), ненавидит зло (Пс.44:8).

Удивительно, но возможность совершения грехов заложена в природу человека Самим Творцом. Почему?

Если бы у человека не было такой возможности, он не мог бы сознательно и свободно решиться творить добро. А без этого он не мог стать праведным: ведь праведность основана и формируется на добровольном, а не принудительном стремлении к Добру (см. подробнее: Почему Бог создал людей, чтобы они страдали в аду?).

Испытывая свободную волю человека, Бог позволяет ему совершать злые поступки (насколько он считает нужным), будь то через искушения злых духов или по собственной воле.

Следовательно, когда, вслед за святым Ефремом, мы просим Господа «не давать нам» духа тщеславия, жадности и суеты, мы, по сути, просим уменьшить меру этой дозволенности, в результате которой мы, будучи нравственно свободными, имеем возможность совершать такие грехи.

Таким образом, мы молимся Господу жизни о благодатной помощи, чтобы уберечься от искушения или, если оно возникнет, успешно преодолеть его.

В этом же смысле мы должны понимать известную просьбу из молитвы «Отче наш»: «Не введи нас в искушение».

***

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: