Лазарева суббота

Лазарева суббота (Воскрешение праведного Лазаря) — торжественный праздник, отмечаемый в субботу шестой недели Великого поста. Праздник подвижный, т.е. зависит от даты Пасхи. В этот день Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря через четыре дня после его смерти (Ин 11:1-45). Суббота Лазаря предшествует празднику Входа Господня в Иерусалим.

Лазарева суббота. История праздника

Святой праведный Лазарь был жителем Вифании, братом Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого вы любите, болен». На это Иисус ответил «Эта болезнь не для смерти, но для славы Божьей». Христос сказал Своим ученикам: «Лазарь, наш друг, умер». Христос пошел в Вифанию. Марфа первой встретила Иисуса, сказав: «Господи! Если бы вы были здесь, мой брат не умер бы. Но и теперь я знаю: чего ни попросите у Бога, Он даст вам». На что Спаситель ответил: «Твой брат воскреснет из мертвых. Вскоре пришли Мария и ее родственники, и она припала к ногам Иисуса, говоря: «Господи! Если бы вы были здесь, мой брат не умер бы». Видя их печаль, Христос заплакал и спросил, где лежит Лазарь. Когда они вместе пришли к гроту, где был похоронен Лазарь, Иисус приказал отодвинуть камень от входа в грот. Марфа указала ему на то, что Лазарь пролежал в гробу четыре дня и поэтому от него воняло. Христос поднял глаза к небу, помолился и громким голосом сказал: «Лазарь, выходи!» Он вышел из гроба, завернутый в пелены, с белым одеянием вокруг лица. Многие иудеи были тронуты этим чудом и уверовали в Иисуса Христа, но фарисеи из страха «решились с того дня убить Его» (Иоанна 11:53).

После воскресения Лазарь из-за преследований покинул Иудею и приехал на Кипр в 33 году нашей эры. (в возрасте 30 лет), где вскоре после этого апостолы Павел и Варнава поставили его епископом Китиона (Ларнаки) в 45 г. н.э. На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческой традиции, Лазарь прожил еще 30 лет после воскресения и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипр.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были обнаружены в 890 году в городе Кития (современная Ларнака) в мраморной часовне, на которой была сделана надпись: «Лазарь четвертого дня, друг Христа». В 898 году, во время правления императора Льва Мудрого, мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где их поместили в церковь, посвященную праведному Лазарю. В конце IX — начале X века над гробницей Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этой церкви был найден мраморный гроб с человеческими останками, идентифицированный как мощи святого Лазаря, вероятно, не до конца перевезенные в Константинополь.

Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке

Первая могила праведного Лазаря (где он был воскрешен Спасителем) в Вифании теперь принадлежит мусульманам. Чуть дальше находятся две церкви, православная и католическая. Сама Вифания в византийские времена называлась Лазарион, а позже мусульмане стали называть ее Эль-Азария.

Гробница, из которой вышел воскресший Лазарь

Святой Лазарь вспоминается в субботу шестой недели Великого поста и 30 октября (17 октября по старому стилю), в честь перенесения мощей. Он прославлен как святой и признан епископом Титании. Католическая церковь отмечает память святого Лазаря 17 декабря и признает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Праздник Лазаря также называют «Малой субботой». На это указывают литургические тексты и некоторые особенности гимнов, характерные для этого дня. Так, в пятницу на Утрени перед чтением канона поется «Воскнгни ве хр0в0ше», что соответствует порядку воскресной службы; праздничный тропарь является общим для двух праздников, для самой субботы и для следующего за ней Цветочного воскресенья. Последний стих перед Великим постом перемежается с воскресными стихами, заканчиваясь воскресным стихом «Благословенна Ты, Матерь Божия». С этого дня Божественная литургия начинается по Триоди в цветах Писания; книги октоиха и менона опускаются до недели святого апостола Фомы.

Тропарь, т. 1.

Господи Иисусе Христе, воскресивший Господа из мертвых, воскреси его из мертвых. Поэтому и мы, как победоносные престолы, несущие святые мощи, взываем к Тебе, победителю смерти, Посланник небесный, благословен Ты во имя Господне.

Кондак, т.7.

Господь Иисус Христос есть Истина, и Свет, и Жизнь, и Возвышение для всех живущих на земле.2 Он есть Истина и Свет, и Жизнь, и Возвышение для всех живущих на земле. Своей благостью Он был образом воскресения. a3 Он наделил все вещи божественной њстанцией.

Канон праздника на утрени был составлен Андреем Критским, а на утрени — Феофаном Затворником.

Библиотека русской веры
Канон на субботу Лазаря

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельская история о воскрешении праведного Лазаря — один из самых ранних образов, появившихся в христианском искусстве. Иконографическая традиция воскрешения Лазаря, вероятно, предшествовала созданию евангельского события. Эта сцена присутствует в самых ранних из сохранившихся христианских памятников, особенно во фресках катакомб и рельефах саркофагов.

Воскрешение праведного Лазаря. Фреска в катакомбах Джордани. Рим, 4 век.

Логично, что катакомбные фрески и рельефы связаны с темой воскрешения мертвых, победы над смертью. Для художников было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним разложения и смерти. Тема воскрешения Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому ее часто изображают в местах захоронений.

Воскрешение Лазаря. Евангельская миниатюра из Россано. Музей Диокесано, Италия, 6 век.

В памятниках раннехристианского искусства воскрешение Лазаря изображено лаконично, как двухфигурная сцена. В этот период начинают формироваться образы Христа; Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также в виде безбородого юноши. Христос держит посох света — атрибут чудотворца, символ чудесного, который был понятен людям того времени. Со временем посох превращается в короткий жезл, а затем и вовсе исчезает. Богу не нужен инструмент, чтобы совершить чудо, достаточно Его собственной воли. Более того, образы обретают евангельскую точность; текст Евангелия от Иоанна ясно указывает на обращение Спасителя к Богу Отцу и упоминает Его слова «Лазарь, выйди!». (Ин 11:41-43), другие подробности процесса чуда отсутствуют.

Художники из восточных провинций империи изображали гробницу так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах заполняется деталями. Изображены сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскресшего Лазаря.

Чудо воскрешения Лазаря. Фреска из собора Рождества Пресвятой Богородицы из монастыря в Снетогорске. Псков, 1313 год.

Воскрешение Лазаря. Фрагмент праздничного иконостаса новгородской Софийской православной церкви. О. 1341 г.

Воскрешение Лазаря. Из праздничного обряда в церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. 1470-1480.

Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-я половина XV века Русский музей, Санкт-Петербург. Воскрешение Лазаря. Из праздничного обряда в Благовещенском соборе Кремля в Москве. Начало 15 века (1410-е годы?).

Воскрешение Лазаря. Сергиева Троицкая лавра. Вторая четверть XV века Музей в Сергиевом Посаде.

Воскрешение Лазаря. Из праздничного ряда иконостаса в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Великом Тихвине. 1960-е годы XV века Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда иконостаса в церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640s. Ярославский музей историко-архитектурный и художественный заповедник

Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

Памяти святого Лазаря была посвящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над могилой Лазаря. Это одна из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С 13-го по 16-й век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году стал мечетью. В 1589 году турки продали его православным, и в течение следующих двух столетий в нем проходили как православные, так и католические службы. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые были идентифицированы как мощи святого Лазаря, вероятно, не до конца перевезенные в Константинополь. Сейчас церковь принадлежит Кипрской православной церкви.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

Самый старый храм в Москве был посвящен в честь Воскрешения Лазаря. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (церковь Воскрешения Лазаря) расположена в Московском Кремле и является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была построена между 1393 и 1394 годами по приказу княгини Евдокии, жены великого князя Дмитрия Донского. Ранее на месте церкви находилась одноименная деревянная церковь, расположенная у женской половины княжеского дворца, как домовая церковь великой княгини. От церкви, датируемой 1393-1394 годами, уцелела половина стен с главным порталом и некоторые окна. В 1395 году церковь была расписана известными иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным вместе с их учениками. В 1479 году пожар уничтожил верхнюю часть здания церкви, но вскоре она была восстановлена. Между 1514 и 1518 годами архитектор Алевиз Новый построил церковь на уровне жилого этажа дворца с новым объемом, в котором был размещен главный алтарь в честь Рождества Богородицы. Архитектор сохранил нижнюю часть древнего храма в виде подквадрата, где была устроена часовня Лазаря. Во время правления царя Феодора Алексеевича, в 1681-1684 годах, церковь была перестроена как одноглавая. Боковая часовня Лазаря была демонтирована. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была перестроена, а в древнем фундаменте устроили церковь Воскрешения Лазаря. Сегодня церковь закрыта, и доступ к ней заблокирован.

Церковь Рождества Христова на Сенее (Воскрешение Лазаря). Княгиня Евдокия устанавливает в новопостроенной церкви икону ангела, написанную по ее описанию после явления ей ангела

Церковь в Кижах была посвящена в честь воскрешения святого Лазаря. Считается, что этот старейший памятник деревянного зодчества в России был построен в 14 веке преподобным Лазарем Муромским, греком константинопольского происхождения. Церковь была первым зданием Муромского Успенского монастыря (XIV век), который находится в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 году церковь была перенесена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас с 17 иконами 16-18 веков.

Церковь Воскрешения Лазаря в Муромском монастыре

Старообрядческих церквей, посвященных этому празднику, нет.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря неоднократно становился одним из популярных сюжетов картин известных художников. Воскрешение Лазаря изображали такие выдающиеся художники, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Уотер, Рембрандт ван Рейн, Винсент ван Гог и М. В. Нестеров.

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана между 1304 и 1306 годами

«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Роспись около 1450 года Воскрешение Лазаря» Караваджо, 1608-1609 гг. Гуэрчино. Воскрешение Лазаря. 1619. Лувр, Париж, Франция

Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630

Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890

М. Нестеров. Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви Святого Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Лазарева суббота. Народные традиции

В субботу Лазаря выщипывают вербы, чтобы на следующий день приветствовать Христа в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Вечером в субботу во время службы ветки вербы освящаются святой водой. Существует популярная поговорка: «Накануне Вербного воскресенья святой Лазарь взобрался на иву. Считалось, что если в субботу Лазаря будет много ивовых «шипов» (раскрывшихся почек), то весь год будет урожайным и богатым на радость.

В Лазареву субботу готовили броги, гречневые лепешки, кашу и рыбную курочку. В этот день молодые девушки собирались и шли в хижины, чтобы сделать «Лазик» — спеть песни. В ответ хозяева подарили девушкам подарки. В конце ритуала певцы разделили подарки поровну и счастливые разошлись по домам.

В субботу Лазаря не принято было устраивать большие пиры и веселье. Поскольку суббота Лазаря приходится на время Великого поста, праздник отличается сдержанной радостью, без пиров и развлечений — это день смиренного и святого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается есть икру. У других славянских народов есть свои традиции в этот день: в Лазареву субботу болгары проводят весенний девичий обряд — девушки ходят от двери к двери, распевая песни о Лазаре, участники получают подарки, греки пекут в этот день «лазаракию». — антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая духовно укрепить Своих учеников перед предстоящими страданиями на кресте, Господь совершил величайшее и беспрецедентное чудо, ибо ни Он Сам, ни святые до Него никогда не воскрешали из мертвых тела людей, которые уже разлагались. Воскрешение Лазаря — это прообраз грядущего воскресения Христа, а также всеобщего воскресения всех людей, которое произойдет в конце света. Таким образом, святитель Иоанн Златоуст показывает духовное значение этого предвосхищающего и прежде всего естественного события, которое ясно указывает на божественное достоинство Спасителя:

Узрите светоносное возвещение о триумфе, воскресении Христа. Вот, память Лазаря провозглашается, открывая чудеса Христа. Этот образ четырехдневного воскрешения Лазаря приносит плоды трехдневного воскресения Христа. Этот Лазарь был вторым провозвестником во тьме. Он был первым врагом разрушения ада. Сегодня Христос совершил Свои чудеса для всего мира. Сегодня Христос разрушил силу смерти, воскресив Лазаря в четыре дня Своего воскресения («Златоуст», гл. 58).

«Громкий голос Спасителя, воскресившего Лазаря, служит образом великой трубы, которая прозвучит во всеобщее воскресение» (Блаженный Феофилакт Болгарский) [1].

В своем комментарии на Евангелие от Иоанна блаженный Феофилакт Болгарский осуждает иудейских начальников, которые, ослепленные безумной ревностью, в конце концов решили предать Христа Спасителя смерти за бывшее чудо Его воскресения из мертвых. Он также отмечает их хитрость: чтобы оправдать себя, они распространяли в народе слухи о якобы готовящейся опасности со стороны римлян, которые могли заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности во имя умножения чудес. Они также решили убить Лазаря после его воскрешения, чтобы искупить память об этом чуде, которое было особенно досадным, потому что произошло накануне великого праздника и служило для того, чтобы принести большую славу Сыну Божьему, которого они ненавидели. Услышав эту новость, Лазарь был вынужден бежать и скрываться на Кипре. Как написано в цветном синаксаре Триоди, оказавшись в гробнице, он уже не мог есть обычную пищу, «только сладкую»; он имел духовный омофор как дар Пречистой Богородицы: «омофор был дан Пречистой Богородицей через Ее собственные руки».

Из всех четырех евангелистов только евангелист Иоанн рассказывает историю о воскрешении Лазаря, потому что в то время, когда писали другие апостолы, святой Лазарь был еще жив. Иоанн точно изображает как божественную, так и человеческую природу Господа, поскольку мы видим, как Он не только владеет законами природы, но и спрашивает, где похоронен Лазарь, и проливает слезы сострадания.

Иоанн, по сравнению с другими евангелистами, проповедует более высокое учение о Господе и богословствует о великих вещах, поэтому и о Его телесных делах он рассказывает более унизительно. Поэтому и в страданиях Господа Он находит многое человеческое и тем самым доказывает истинность Его плоти, чтобы вы знали, что Господь был Богом и в то же время человеком [2].

Хорошо известно, что Писание также имеет аллегорический смысл, поэтому блаженный Феофилакт дает нам еще одно толкование, чтобы объяснить чудесное событие так, как мы можем видеть его по отношению к себе:

Чтобы понять, возможно, это чудо и по отношению к внутреннему человеку. Наш разум — друг Христа, но он часто побеждается слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает духовной и самой жалкой смертью, но Христос делает его достойным жалости, потому что умерший — Его друг. Пусть сестры и родственницы мертвого ума, как Марфа (ибо Марфа более плотская и материальная), и души, как Мария (ибо Мария более благочестивая и почтенная), придут ко Христу и преклонят перед Ним колени, проводя друг с другом мысли исповеди, как у иудеев. Для Иуды это означает исповедание. И Господь, без сомнения, явится у гроба, прикажет убрать слепоту, лежащую на памяти, словно камень, и напомнит о будущих благословениях и мучениях. И он призовет великим голосом евангельской трубы: выйдите из мира, не погребайте себя в мирских развлечениях и страстях, — и таким образом воскресит от греха мертвых, чьи раны пахли нечестием. Мертвый испускал запах, потому что был четвероногим, то есть он умер для четырех тихих и светлых добродетелей, был праздным и неподвижным по отношению к ним. И все же, хотя он был неподвижен, связан по рукам и ногам, завязан узлами своих грехов и казался совершенно бездейственным, хотя лицо его было закрыто шалью, так что, когда на него надели тело, он не мог видеть ничего божественного, он все же слышал: Развяжите его хорошенько, и служите ангелам или священникам во спасение, и дайте ему отпущение грехов, и отпустите его, и пусть он идет и творит добро

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: