«Величит душа моя Господа…»

Хвалебный гимн, который Дева Мария поет Богу в одном из евангельских событий, также является хвалебной песнью самой Деве Марии. Этот известный гимн, особенно любимый церковниками, исполняется на православном утреннем богослужении, и предваряется словами: «Матери Бога и Матери Света мы поем хвалу! Матери Света как той, которая родила «свет человеков» (ср. Ин 1:4).

p2-1

Песнь Божьей Матери (ср. Лк 1:46-55)

1 Душа моя хвалит Господа, и дух мой радуется о Господе, Спасителе моем. Хор: Херувимы славнейшие и серафимы славнейшие, богоносное Слово без тления, мы славим Богородицу, Матерь Божию.

2 Как бы взирая на смирение раба своего: вот, все родители мои отныне будут радоваться обо мне. Самый почетный …

3. как могущественно величие Мое, и святое имя Его, и милость Его, от которой рождается для боящихся Его. Самый почетный…

4 Сделай силу из руки Его, сделай так, чтобы сердца их изнемогали от гордых мыслей. Самый почетный…

5 Свергни сильного с престола и вознеси смиренного; алчущих богатства отпусти на свободу, а богатых отпусти на волю. Самый почетный …

6 И возьмет Израиля, раба Своего, и вспомнит милость, как говорил Он отцам нашим, Аврааму и потомству его, во веки веков.

 

Свщ. Писание и богослужение

«Старайтесь, чтобы Евангелие усвоилось вашим умом и сердцем….. Тогда и ваша деятельность удобно станет евангельской». Святитель Игнатий Брянчанинов

Источником православной доктрины является Божественное Откровение. Слово Божье дает нам картину как праведной веры, так и христианского благочестия. Согласно Отцам, для каждого дела, которое мы делаем, мы должны иметь свидетельство Писания. Для этого он должен быть постоянным объектом нашего внимания. Те, кто пренебрегает этим, пятнают себя. «Все, кто пренебрегает чтением Писания, страдают от этого и выхолащиваются. Действительно, как мы можем улучшить наши дела, если не знаем самих законов, по которым мы должны их улучшать?» — спрашивает святой Иоанн Златоуст. Христианин должен читать, изучать, усваивать Писание. Христианин должен читать, изучать и осваивать Писание и прилагать усилия, чтобы Писание, особенно Новый Завет, стало критерием и руководством его жизни.

Этому в немалой степени способствует православное богослужение, насыщенное библейскими текстами Ветхого и Нового Заветов. Стоит отметить, что на богослужении Церковь учит нас Писанию в контексте своего собственного Писания. Стоит отметить, что в служении Богу Церковь учит нас Писанию. Стоит отметить, что, служа Богу, Церковь преподает нам Писание в контексте своего Священного Предания, без которого оно не может быть понято или усвоено. «Православное богослужение — это Святое Евангелие и Святое Предание, изложенные в молитвах, чудотворных и животворящих стихирах, тропарях, кондаках, канонах, стихирах, песнопениях, плачах…» — пишет покойная Юстина Попович. Эти литургические сокровища — достояние Церкви, которым она делится с нами.

Обсуждаемый сегодня гимн также происходит из этой сокровищницы. Его текст — слова самой Богоматери; припев — работа святого Космы Маиумского. Событие, во время которого Богоматерь пела, описано в Евангелии от Луки.

Из Евангельской истории (Лк. 1, 39–56)

После события Благовещения (Лк. 1:26-38) — явления Архангела Гавриила Пресвятой Деве и ее смиренного согласия стать Матерью Божьей — Мария спешит навестить свою родственницу Елизавету, будущую мать Иоанна Крестителя. Цель визита — разделить с ней ее радость и разделить радость самой Елизаветы, ожидающей рождения сына. Как только Мария и Елизавета встретились, в утробе Елизаветы родился ребенок, она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о том, что Матерь Господа посетит ее дом. Отцы верили, что слова Елизаветы были радостным приветствием с земли Сыну Божьему, сошедшему с небес и воплотившемуся от Святого Духа и Девы Марии. Мария ответила торжественным, вдохновенным гимном «Душа моя славит Господа и дух мой радуется о Боге Спасителе…», восхваляя Бога за исполнение обетований о приходе Спасителя в мир и пророчески свидетельствуя, что отныне все поколения будут благословлены, ибо через нее проявилась Божья благодать в исполнении этих обетований. Песнь Марии можно назвать песнью победы, потому что она выражает триумф смирения и добродетели, увенчанных и возвышенных Самим Богом.

Давайте рассмотрим слова этой песни более подробно в свете толкования Отцов Православной Церкви.

Святоотеческое толкование

Обратимся за разъяснением к Блаженному Феофилу, архиепископу Болгарии, чьи толкования текстов Нового Завета были названы «евангелистскими» и приняты православной церковью. «При чтении Евангелистов следует также читать Благовещение…. Чтение Благовещения необходимо; оно способствует правильному пониманию Евангелия, а значит, и наиболее точному его исполнению. Более того, принципы Церкви требуют, чтобы Писание понималось так, как его объясняют святые отцы, а не наугад, пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

p3-2

Так, по словам блаженного Феофила.

Стихи 1-3 Дева Мария, будучи полностью уверена в истинности предсказанного ей, славит Бога; приписывая чудо не себе, а Ему, она говорит: Он призрел на меня, смиренного, а не я на Него; Он проявил милость ко мне, а не я искал Его». И «отныне все поколения будут ублажать Меня…». За что они благословят меня? За мою добродетель? Нет, но за то величие, которое Бог явил надо мной. Она указывает, что «Его милость» не только для нее, но и для всех, кто боится Его. Слова «в грядущих поколениях» означают, что мы получим эту милость от Бога не только в этом веке, но и в веке вечном (см. Мф. 19:29). Что касается слов: «Душа моя славит Господа… и дух радуется», Блаженный Феофилакт объясняет, что сначала славит душа, а потом радуется дух. Называете ли вы себя христианином? — Не умаляйте достоинства имени Христа недостойными делами, но прославляйте его великими делами; тогда и дух ваш будет радоваться.

Стихи 4-6 Согласно объяснению блаженного Феофила, мышцы Бога Отца — это Сын. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих. Это можно понимать так, что евреи рассеяны до сих пор. Он «низверг сильных с престолов их», то есть демонов, которые царствовали над людьми и имели престолы в их душах. Но и фарисеи — сильные как воры имущества бедных и как учителя, имеют престолы, с которых они низвергнуты. «Он вознес смиренных — народ или язычников, которых грех унизил, Он вознес, даровав им сыновство; голодных — язычников (потому что они не имели ни Писания, ни закона, ни заповедей) Он наполнил благами Писания, а иудеев, богатых законом и заповедями, Он отправил за пределы Иерусалима, высоких и низких, лишенных всякого блага.» «Он воспринял Израиля, малых Своих». — относится либо к чувственным израильтянам, многие из которых уверовали, и Божье обещание Аврааму было исполнено: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:3); или к духовному Израилю: Израиль означает «тот, кто видит Бога». — Бог видит всех, кто видит Бога, как небесное наследие.

Мы завершаем наше толкование Песни Пресвятой Богородицы духовными размышлениями на эту тему протоиерея Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского (отдал жизнь за Христа в 1937 году; канонизирован в 2005 году). Он пишет: «Гордый и высокомерный, он собирает сокровища земли и надеется удовлетворить свое желание господства на земле….. Но тщетно! Господь насыщает только «жаждущих праведности» ….. Они пресыщены истинными «благами» и «в Боге богаты»….. И такие благословенны… Но тщеславные гонятся за иллюзорным насыщением жизни, за обманчивым богатством. Они даже не богаты, а «богаты», то есть считают себя богатыми. В действительности, они — последние нищие, потому что, гоняясь за призрачной основой жизни, они остаются пустыми и сами являются пустыми и голыми….. Господь позволил богатым уйти «ни с чем» ….

Таким образом, смиренный, подчиняющийся Божьему руководству и стоящий на Божьем пути жизни, утверждается, возвышается, насыщается жизнью; и все это потому, что Господь «принял» его как «Израиля, дитя малое» и простер над ним «милость Свою, которую обещал Аврааму и семени его (потомкам) до вечности».

Возвеличь, душа моя, Господа, и возрадуйся, дух мой, в Боге, Спасителе моем!».

«Честнейшую Херувим…»

p3-1

Гимн, который служит рефреном Песни Божией Матери — не только красивый, но и глубоко догматичный — подтверждает истину, что православное богослужение — это прекрасный учебник богословия. Выражая суть учения Церкви о Божьей Матери, гимн содержит две важные для нашей веры истины — материнство Бога и главенство Пресвятой Девы Марии. Эти истины проясняют почитание и беспримерное прославление Девы Марии в Церкви, которая ставит Ее выше всех сотворенных существ — не только людей, но и ангелов.

О почитании Божией Матери

«Из всего, что есть хорошего, Она — лучшая; из всего, что есть святого, Она — самая святая; из всего, что есть чистого, Она — самая чистая; из всего, что есть прекрасного, Она — самая прекрасная….. После Господа Христа Она — самое совершенное Всеблагое в человеческом роде». Святой Иустин Попович

«Благословенный, чистый и благословенный» — Так Церковь называет Пресвятую Деву Марию. Мы почитаем ее, потому что такова воля Божья; потому что она — дивная Матерь Божья и Богородица; потому что она — Матерь спасения, потому что родила Спасителя; потому что она — Пресвятая; потому что она — Матерь всех христиан; потому что «не во сне ты отошла от мира сего…». И личный опыт всех, кто обращается к ней за помощью и заступничеством, показывает, что эти просьбы не остаются без ответа.

В то же время святитель Филарет Московский отмечает, что наше почитание не должно заключаться только в словах. Он пишет: Хвала не красна в устах грешника». Если мы хотим достойно почитать Божию Матерь, давайте возлюбим Ее добродетели всем сердцем, и, любя Ее, постараемся достойно подражать в своей жизни тому, что мы почитаем умом и словами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: