Пророк Иеремия

Святой Иеремия, пророк, призванный на служение всеведущим Творцом из числа четырех великих избранных посланников, возвещал волю Всевышнего царям во дворцах, священникам в храмах и простым людям на площадях в шестом и пятом веках до нашей эры.

В отличие от Иезекииля и Исаии, его призвание не сопровождалось яркими знамениями; тем не менее, избранный Божий слуга ясно осознавал свое призвание. Он шел с жизненно важным словом в последние 40 лет существования Иудеи как царства, делясь своим опытом больше, чем любой другой ветхозаветный пророк.

Происхождение и рождение

Известна приблизительная дата рождения Иеремии. Он родился в 650 году одновременно с наследником престола Иосией, о рождении которого объявил царь Манассия.

Отец будущего вестника Божьего был священником Хелкином из колена Вениаминова, и семья жила в то время в Анафофе, недалеко от Иерусалима. Иосия взошел на престол в возрасте восьми лет, и после восьми лет правления царь начал принимать эффективные меры по очищению страны от идолопоклонства.

Пророческое служение

В этот период Реформации Иеремия был призван к пророческому служению в 627 году. Будучи совсем молодым человеком, он был смущен своим выбором, но Творец сказал, что Он избрал его еще во чреве матери, чтобы утвердить его как пророка.

Этот призыв был подтвержден двумя видениями. Посох с миндалем и кипящий котел (Иер 1:15-17) указывали на то, что вестник столкнется с сильной оппозицией, но Творец заверил его в Своей помощи и защите в дни нападений и бедствий.

Ветхозаветные евреи считали создание семьи и рождение детей заповедью Творца, но Господь сказал Своему избраннику не жениться, что вызвало смятение в душе молодого человека, но он подчинился. Призванный наставлять еврейский народ, он остается один и неоднократно терпит неудачу в своей проповеди как бедным, так и знатным евреям.

Видя грехи и отступничество, Господь не хочет слышать заступнических молитв о том, чтобы иудеи оставили Божий закон и пошли нечестивыми путями. Пророк горячо любил свой народ и был справедлив по отношению к своему Создателю. Он понимал любовь Творца и видел в нем не карающую десницу, а сурового Отца, ведущего Своих детей к истинной чести и благословению.

О 18 годах служения Иеремии нет никаких сведений, но мы знаем, что в 609 году он оплакивал смерть Иосии (Хроники 35:25), после чего Иудея была ввергнута в вихрь международных событий. Иеремия остался без политической поддержки, и князья-отступники сговорились уничтожить пророка. Последующие годы, с 609 по 586, были суматошным периодом в истории Иудеи.

После погребения Иосии идолы вернулись в храмы, Иеремия бесстрашно предупредил своих соплеменников о надвигающейся гибели. Он служил отсталой нации, управляемой безбожными князьями, преследуемой самими евреями. Вместо того чтобы повиноваться Божьим пророческим посланиям, они преследовали Божьего посланника.

Пророческие предупреждения не были услышаны, страна шла к катастрофе, 605 год до н.э. стал началом 70-летнего плена для Божьего народа. Иоаким присягнул на верность Вавилону; в 598-597 годах он игнорировал пророчества Иеремии, разорвал свиток с пророческими посланиями.

Страна восстала против пророческих предупреждений, посланника обвинили в предательстве и в том, что он не почитает Творца, обещавшего процветание нации. Через видения Божий вестник стремился показать Божий суд над народом. Он разбил кувшин в храме на тысячу кусков, указывая на то, что Божий народ будет рассеян.

Царь Иехонияким, выступавший против Навуходоносора, был убит. Десять тысяч иудеев и сын Иехонии Иехония были взяты в плен. Оставшиеся бедняки поддерживали марионеточное правительство царя Седекии.

Иеремия пытался достучаться до сердца и разума нового царя Седекии, появляясь перед ним то под деревянной, то под железной скобой, показывая судьбу страны в будущем. С плачем и мукой в сердце Божий посланник приложил все усилия, чтобы

  • чтобы спасти нацию от катастрофы;
  • чтобы предостеречь каждого человека от совершения греха;
  • чтобы умилостивить Бога против грядущего наказания народа.

Для многих он выглядел изгоем и посмешищем, чужаком среди своего народа, до конца сражаясь за царя Седекию.

Иерусалим в течение следующих 10 лет сохранял лишь видимость государства. Иеремия был со своим народом во время осады города и своими глазами видел исполнение пророческих предсказаний и суд Всевышнего Бога. Однако пророк утешил народ, сказав, что Господь восстановит Израиль после покаяния.

После 40 лет терпеливых пророческих предупреждений Божий вестник стал свидетелем ужасных последствий, когда Иерусалим превратился в груду дымящихся камней, а храм был разрушен до основания. Иеремия был заключен в тюрьму, из которой его вызволил новый царь Гедалия, но радикально настроенные евреи организовали заговор и убили правителя.

После убийства Гедалии оставшиеся жители бежали в египетские земли, насильно забрав с собой пророка, след которого затерялся в Тафнисе. Согласно традиции, погибшего пророка забили камнями до смерти за то, что он осудил отступников за нарушение Божьего закона и традиций. Плохо уживаясь с евреями и отказавшись от вавилонской роскоши, пророк был убит своими соплеменниками.

Почитание

Через несколько лет евреи стали почитать пророка как национального героя, создавая о нем легенды. Православная церковь также отмечает память святого Иеремии 1 мая, проводя параллель между ним и Иовом, который страдал и отдал свою жизнь за руководство Господа и спасение своего народа в образе Иисуса Христа.

Иоанн Златоуст подчеркивал сходство между фигурами Иеремии и апостола Павла. Христиане видят в нем пример результатов покаяния через слезную молитву о вине. Победа Иеремии заключалась в том, что:

  • он не был побежден мнением народа, он завоевал уважение вместо ненависти;
  • Подобно Иакову, он боролся во тьме человеческого греха, несмотря на то, что Бог отказывался слушать его молитвы о спасении и милости для евреев, продолжая приходить к Яхве со своими просьбами, веря, что Творец любит свое творение вечной любовью;
  • Погрузившись в сердце развращенного общества, он искал там души, еще не умершие для Бога, и Господь, видя решимость его веры, сменил гнев на милость.

По преданию, мощи святого были привезены в Александрию по приказу Александра Македонского, и над ними был воздвигнут памятник прекрасной Еленой.

Книга пророка Иеремии

Посланник Бога записал основные события своей жизни в книге; одним из его главных пророчеств было предостережение евреям и суровое наказание их за преступления против Всевышнего.

Книгу трудно разделить на части; мы можем отметить основные части:

  1. Пророк и его народ.
  2. Пророк и лидеры.
  3. Обещание восстановления.
  4. Распад королевства.
  5. Переезд в Египет.
  6. Пророчество о народах.
  7. Выводы.

Пророческие послания не поддаются никакой хронологии или датировке. В самом начале рассказывается о призвании юноши Богом, его нерешительности и откровенных видениях жезла и кипящего котла.

Предупреждая преступный народ о надвигающемся бедствии, Иеремия получает от Бога указание произнести проклятие на иудеев. Его слезная молитва остается без ответа; Господь больше не желает терпеть грехи евреев.

Через образ льняного пояса, истлевшего в расщелине скалы, и разбитого кувшина пророк показывает полное разрушение царства. В доме горшечника Иеремия понимает, что весь мир в руках Бога — это глина, которую Творец может просто выбросить, как испорченный сосуд.

За дерзость в расширении своей власти он по приказу жреца Пасхора заключен в колоду и оставлен на всю ночь у городских ворот. Его наказание не было прервано пророческим наставлением, произнесенным перед царем Седекией. В подтверждение его слов перед царем появляется вестник Божий в ярме, опровергающий слова священника Анании о скором избавлении евреев из вавилонского плена.

В то же время Господь говорит пленникам, что когда народы будут истреблены, Израиль будет восстановлен. Бог, рассеявший Израиль, снова соберет их на Сионе и заключит с ними новый завет. (Иезекииль 31:31).

Важно: Предсказывая падение Иерусалима, пророк покупает участок земли, показывая пророческим действием, что на этой земле снова будут покупаться дома и наступит процветание.

Далее автор описывает самые мрачные дни Иудеи, разрушение Иерусалима, отправку свитка с предупреждением Иоакиму, который получил страшное наказание за то, что сжег Божье послание. Царь умер как осел, без царского погребения, его труп бросили на палящий свет дня и холод ночи.

Главы с 37 по 39 описывают события, связанные с осадой города, заключением пророка в темницу после его разговора с Седекией, его спасением через Аведелемеха и разрушением Иерусалима. Седекию схватили, заставили стать свидетелем казни его сыновей, ослепили и увели в плен.

Вавилоняне чрезвычайно добры к Иеремии, предоставляя ему выбор: жить хорошо в Вавилоне или остаться в Палестине. Пророк выбирает последний вариант. Обескураженный еврейский народ просит у Бога пророческого руководства, и Господь говорит им, что переход в Египет из разрушенной Иудеи будет означать войну, голод и смерть.

Однако в упрямом непослушании они отправляются в Египет. Пророк и его писец Варух, не имея другого выбора, идут с ними. В конце книги автор видит исполнение Божьего слова после 40 лет пророческого служения.

Плач Иеремии

Темой второй книги является разрушение и опустошение Иерусалима в 586 году. Господь объявляет Себя справедливым, наказывая еврейский народ за непослушание, но подчеркивает, что Он — верный Бог, и надежда на исповедание греха и полную веру остается.

Эта книга относится к категории плачей. Во второй книге автор описывает Иерусалим, анализирует страдания, признает грех причиной всех страданий и завершает послание молитвой о страждущих.

С больным сердцем, разбитым и подавленным горем, автор обращается к Богу, царствующему вечно, умоляя Его восстановить, дать последнюю надежду на возрождение Израиля.

Вспомни, Господи, что с нами сделали, Посмотри и увидишь нашу скверну.

Наше наследство перешло к чужим, наши дома — к иноземцам.

Мы — сироты, безотцовщина; наши матери — вдовы.

Мы пьем воду за серебро, мы добываем дрова за деньги.

Мы устремляемся вперед; мы работаем и не имеем отдыха.

Мы протягиваем руку египтянам и ассирийцам, чтобы они довольствовались хлебом.

Отцы наши согрешили, их уже нет, и мы несем наказание за их беззакония.

Рабы властвуют над нами, и некому избавить нас от их руки.

Перед лицом опасности жить под мечом, мы добываем себе хлеб в пустыне.

Наша кожа чернеет, как печь от палящего голода.

Жены обесчещены на Сионе, девицы — в городах Иуды.

Принцев подвешивают за руки, лица старейшин не уважают.

Юноши попадают в жернова, а молодые люди — под бремя дров.

Старшие больше не сидят у ворот, молодые больше не поют.

Радость наших сердец прекратилась; наши припевы превратились в плач.

Корона упала с нашей головы; горе нам, что мы согрешили!

По этой причине изнемогает сердце наше, по этой причине помрачаются очи наши.

Поскольку гора Сион пуста, лисы ходят по ней.

Ты, Господи, пребываешь вовек; престол Твой — из рода в род.

Почему вы совсем забыли нас, оставив на долгое время?

Верни нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови наши дни, как прежде.

Ты полностью отверг нас, возмутил нас до глубины души?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: