Пресвятая Богородица – одна из самых почитаемых святых в христианской религии. Есть много икон с ее изображениями. Особое место отведено иконе Рождества Пресвятой Богородицы. Версии написания разные, но действие у всех одинаковое – Дева Мария в младенчестве и рядом с ней благочестивые Анна и Иоаким – ее родители. Эта икона необычна для христианства, поскольку изображает не божественный сюжет, а событие из жизни простых людей.
- История происхождения
- Иконография
- Значение в православии
- День памяти
- О чем можно просить перед образом
- Как правильно молиться
- Как расположить в доме
- Где расположен чудотворный образ
- Тексты
- Тропарь
- Кондак
- Величание
- Акафист
- Кондак 1
- Икос 1
- Кондак 2
- Икос 2
- Кондак 3
- Икос 3
- Кондак 4
- Икос 4
- Кондак 5
- Икос 5
- Кондак 6
- Икос 6
- Кондак 7
- Икос 7
- Кондак 8
- Икос 8
- Кондак 9
- Икос 9
- Кондак 10
- Икос 10
- Кондак 11
- Икос 11
- Кондак 12
- Икос 12
- Кондак 13
История происхождения
История, которая легла в основу изображения на иконе, — это история о чуде, случившемся в семье. Все христиане верят в него, поэтому и поклоняются иконе. Анна и Иоаким жили в маленьком городке Назарете. Это были богатые, но благочестивые люди. Оба были из уважаемых семей и почитались всеми в городе. Но полного счастья и согласия в их семье не было, так как они были бездетны. Эта проблема в те времена приравнивалась к наказанию.
Иоаким ушел в пустыню на сорок дней, чтобы соблюдать строгий пост и молитву, а Анна молилась в саду. Господь благословил их и послал знамение. Анне явился ангел, который сказал, что скоро родится долгожданный ребенок. Родится девочка, которую назовут Мэри. И ее рождение станет счастливым знаком, который поможет спасти все человечество.
Тот же ангел явился перед Иоакимом и сообщил ему, что Анна скоро родит ему дочь, появление которой будет радостью для всего мира. Не говоря ни слова, Анна и Иоаким отправились в Иерусалим, где и встретились. Анна и Иоаким были избраны Господом, чтобы помочь спасти все человечество. Анна забеременела и родила вечную деву Марию. Ее рождение было чудом для всех. Этой версии придерживаются православные и католики, но первые считают, что это событие произошло в Назарете, а вторые считают местом рождения Богородицы Вифлеем.
Иконография
Несмотря на разнообразие образов, посвященных Рождеству Богородицы, наиболее популярными и важными в православных странах являются следующие иконы Рождества Богородицы, которые были первыми на территории православной Руси. Картины не совсем похожи, но на каждой из них изображен Иоаким. Изображения появились с XVII века, когда мужчина и женщина уже могли делить вместе одну комнату, и это не считалось зазорным.
Наиболее почитаемые иконы Рождества Пресвятой Богородицы:
- Глинская (Пустынно-Глинская) икона. Считается, что она чудесным образом явилась пчеловодам в первой половине 16 века. В 1648 году на месте находки была основана Глинская пустынь (территория современной Украины). Этой иконе поклонялись, она исцеляла большое количество людей. Оригинал сейчас утерян. Изображение на иконе: фигура Анны, стоящая перед луком с тремя пядями. На этом открытии изображена женщина с подарками и Иоаким. В правом нижнем углу стоит дева с Девой Марией на руках, а рядом купель, которая является символом обновления и очищения человечества.
- Исаакиевская икона, явление которой произошло в 1659 году близ села Исаакиевского Ярославской области. Ее заметили фермеры в лесу на ветвях дерева. Икону хотели перенести в деревню, но не удалось. Им помог священник местной церкви, отслуживший перед ней молебен. Только после этого можно было забрать чудотворную икону, от которой исходило сияние, подобное свету солнечных лучей. Ее отправили в местную церковь, но на следующий день икона оказалась на прежнем месте. Потом там построили деревянную часовню, а позже и каменный храм. На иконе изображены Анна и Иоаким, стоящие во главе жены. Рядом — дева, держащая на руках Богородицу.
- Лукианская икона была обретена в 1549 году. Трижды она была близ села Игнатьевского (Владимирская область). Храм, расположенный в селе, был перенесен на место явления иконы. Особенно она прославилась в 1771 году, когда над Россией нависла эпидемия чумы. Народ обратился к Господу. Вокруг города они совершили крестный ход с Лукиевой иконой, после чего атака отступила. Сейчас оригинал иконы утерян, но копия 19 века сохранилась. На этой картине изображено большое количество людей, помимо главных героев. Это люди, которые приносили дары и дары новорожденной Деве Марии.
Эти образы Рождества Пресвятой Богородицы являются самыми почитаемыми в православии, им молятся и по сей день. Несмотря на утрату оригиналов, в православных храмах существуют современные списки.
Значение в православии
Считается, что эта икона является устранением ограничительной грани между человеческой и божественной сущностью. Сам сюжет, изображенный на нем, напоминает верующим о том, сколько чудесных знамений произошло до рождения Богородицы. И рождение дочки у Анны, находящейся в почтенном возрасте, — это чудо. Но мало кто знает, что Анна была не бесплодной, а целомудренной, как и ее дочь Мария.
Основное значение иконы заключается в соблюдении принципов благочестия. В Великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы православные христиане радуются и благодарят Владычицу за то, что она молится и одаряет все человечество Своей материнской всеобъемлющей любовью.
День памяти
Память Рождества Пресвятой Богородицы отмечается ежегодно 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Дата была установлена христианами еще в четвертом веке, но традиция праздновать ее появилась только во второй половине шестого века. Считается, что именно тогда родилась Пресвятая Богородица. Этот день относится к Двенадцати праздникам (12 самым важным православным праздникам после Пасхи). Большое событие имеет 1 день до празднования и 4 дня после празднования.
Этот день не относится к разгрузочным дням, поэтому разрешена любая пища. В храмах проходят специальные службы.
О чем можно просить перед образом
На иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» изображено счастье, сопровождавшее рождение Пресвятой Богородицы. Перед этой иконой можно просить о чем угодно, и если пожелания благочестивы, Богородица попросит сына исполнить их.
Эта икона помогает семьям, которые столкнулись с проблемой родов, особенно если зачать ребенка не получается уже много лет.
Перед святым образом молятся о спасении души. Регулярная и искренняя молитва перед иконой помогает сохранить благополучие семьи, оберегает детей. Но человек, который молится, должен понимать, что он обращается не к конкретной иконе, а через нее к Богу.
Как правильно молиться
Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно не только в храме, но и дома. Самое главное – это регулярность молитв, вера и чистота помыслов. Даже не зная общепринятых текстов, можно рассказать иконе обо всем, что происходит в душе, покаяться перед ней, поставить свечи. Самое главное, чтобы молитва была искренней.
Как расположить в доме
Эта икона принадлежит тем, кого важно иметь в доме. Он помещен в общий иконостас. Каждая картинка, которая там есть, должна стоять не на самой полке, а на расстеленной под ней чистой яркой салфетке. Все изображения святых, в том числе и этот, необходимо содержать в чистоте, за ними важен постоянный уход. Иконостас дополнит лампада, которая будет зажигаться через равные промежутки времени во время церковных праздников и молитв.
«Рождество Пресвятой Богородицы» лучше всего поставить рядом с ликом преподобного сына Марии – Христа Спасителя, изображениями Анны и Иоакима и с образом Николая Чудотворца. Эту икону рекомендуется разместить в детской комнате, она поможет уберечь малышей и взрослых детей от всевозможных проблем и несчастных случаев.
Где расположен чудотворный образ
Первая фреска с изображением Рождества Пресвятой Богородицы, дошедшая до XXI века, была создана в IX веке. Эта древняя икона находится в храме Каппадокии (территория современной Турции). Со временем некоторые детали сюжета изменились. На первых снимках Анна сидит или стоит, а ее поддерживают одна или две женщины. Позже помощники исчезают, затем снова появляется один из них. В зависимости от традиций того времени служанки изображаются по-разному: обе с веерами или одна из них держит колыбель с младенцем, а другая склоняется над ней с веером.
Иоаким появляется на картинах лишь в XIII веке. Так как по правилам его фигура не может быть размещена в центре сюжета, он находится либо в дверном проеме, либо смотрит в окно. Позже, уже в 18 веке, его фигура появляется возле кровати Анны.
Со временем иконы писались по-разному. Менялись традиции приносить дары в честь рождения Марии, в соответствии с этим менялись фрески и иконы в церквях. На сегодняшний день существует множество различных изображений, изображающих рождение Богородицы.
Тексты
Молитва, идущая от души и сердца, является главной молитвой. Существуют разные тексты православных молитв к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы».
Все молитвы разрешено читать не только в праздник, но и в другие дни. Исключение составляют разгрузочные дни.
Акафист принято читать стоя, облегчение делается только больным. Акафист можно не только читать, но и слушать, причем не только в храме, но и дома (с благословения священника), в записи. Это поможет очистить душу и освободить ее от трудностей и страданий. Рекомендуется заранее выучить текст молитвы и читать перед образом Божией Матери. Дозволено читать написанный текст с листа бумаги или молиться самостоятельно. Важно дополнять слова делами и действовать благочестиво: помогать бедным и страждущим.
Тропарь
Твое рождение Дево Марие, радость возвещать всей вселенной: от Тебя Солнце Истины, Христос Бог наш, воскрес, и нарушил клятву, дал благословение и упразднил смерть, и дал нам вечную жизнь. Твое рождение, Дево Богородица, возвестило радость всей вселенной: ибо от Тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и разрушив смерть, даровал нам вечную жизнь.
Кондак
Иоахим и Анна винят в бездетности
и Адам и Ева от растления смерти
освободись, Пречиста, в твое святое Рождество.
Это и делается этим твоим народом,
от вины беззакония он освобождается и восклицает:
«Неплодная рождает Богородицу и пропитание жизни нашей».
Молитва, а с нею стоны от бесплодия и бездетности
Иоахим и Анна приняты.
И это вошло в уши Господа и принесло плод жизни миру.
Ведь на горе он молился,
она терпела оскорбления в саду,
но с радостью
бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
о благая, рожденная Анною, как мне восхвалить или воспеть тебя,
ибо ты самый святой храм родился?
Иоаким умолял гору получить плод жизни Анны.
И молитва была принята от святого,
после материнской жизни радость в этом мире
благословенная скорость.
Бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
Иногда он приносил дар в храм, и он оставался непринятым,
потому что священники не приняли его
от неплодных и семенных к нищим, и из среды сынов Израилевых Иоаким был отвергнут,
но он пришел позже и взял с собой Богородицу
с благодарственными подарками вместе с Анной,
на радость сегодня,
бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
Услышали колена Израилевы, что сегодня Анна родила без порока,
но они ждали этого дня с радостью.
Иоаким приготовил для них пир, и они очень обрадовались чудесному чуду.
Он призвал священников, левитов на молитву,
он привел Марию, всех среди них,
превозносить:
«Неплодная рождает Богородицу и пропитание жизни нашей».
Ты излучаешь нам поток жизни, данный святому на воскресение
и вкусивши ангельской пищи,
во святых Святый, Который был, как говорится: Ты и храм, и сей сосуд Господень.
Для девственниц сама дева приносит свечи,
который представляет солнце — что у нее было
принести для верующих.
Бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
«О таинство, совершившееся на земле», — воскликнула Анна при рождении
творцу, Провидцу и нашему Богу.
— Владыка, вы слышали меня как ту Анну, упрекавшую священника Илия в пьянстве.
Ведь она решила, что Самуил родился
Посвяти Господу ты, как прежде,
дал мне:
Неплодное рождает Богородица и кормилица жизни нашей.
«Великий сегодня, хороший, я должен, ибо я родила девственницу, родила
прежде веков князь и Господь,
после рождения оберегает его мать, так как она — девственница.
Я предлагаю это тебе в храме, щедрый.
Это и твоя дверь будут владыками высочайшего.
С ее удовольствием
бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
Когда-то верная Сарра хотела родить бесплодную женщину,
до того, как Исаак, сын ее, родился,
Ведь она приняла Бога с двумя архангелами в человеческом обличье.
И тут к ней пришло слово:
«Сарре сын родился» — теперь мир
аплодисменты, крики:
«Неплодная рождает Богородицу и пропитание жизни нашей».
Теперь сияет Мариам на время, и ведь в храме нет недостатка в святынях,
и Захария видел, как она росла,
выбирает по жребию Жениха Ей и от Бога Иосифа, обрученного Деве.
Она была дана ему через жезл откровения
от Святого Духа, поэтому Анна
аплодисменты, крики:
«Неплодная рождает Богородицу и пропитание жизни нашей».
Почитай своего ребенка, Святая Мать. Хвала породила твою вселенную
а за людей теплую молитву,
Она и стена, и подтверждение, и убежище, возлагающие на нее надежду.
И каждый христианин получает защиту,
покров ее спасения и надежды.
Ее из твоей утробы
бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
Всевышний Бог, Творец всего, сотворивший все Словом,
Кто сотворил человека своей мудростью,
Человеколюбец, единственный, даруй мир своему народу, как Всещедрый,
спасти королей с пастухом этих верных
и мирно пасет, хранит и охраняет,
да все плачут:
бесплодное рождает Богородицу и пропитание жизни нашей.
Величание
Мы чтим Тебя, блаженная Дева, и чтим Твоих святых родителей, и всеславно чтим Твое рождение.
Акафист
Кондак 1
Избранную от рода человеческого и рождённую от неплодия, Пречистую Деву Марию восхвалим, яко при рождении Её начало спасения нашего и явится в мир Искупитель. Ей же с радостью вопием: Радуйся, Пречистая Дева, предопределенная Матерь Спасительнице мира от века.
Икос 1
Ангел небесный, стоя перед Богом, был послан к праведным Иоакиму и Анне, чтобы возвестить им великую радость, как будто они от бесплодия своего родят преблагословенную дочь, от которой произойдет радость всему миру. Темже и мы, радостей сеющих участников, воспоем хвалебную песнь Богородице: Радуйся, в Троицком Соборе Матерь Сына Божия избранна от века; Радуйся, древние пророки с патриархами и образы и сенехи изображали. Радуйся, верные рабы Божии, прожившие пять тысячелетий от сотворения мира, яко Матерь Искупителя ожидаемая; Радуйся, яко лествицу Иаковлева видевшая, нисхождение Божие в человека, предвещающее предвещаемое. Радуйся, неопалимая купина в Синайской пустыне, Моисеем увиденная, провозглашенная; Радуйся, Чермное море дало Израилю путь сухой, но потопило Фараона, образно написанное. Радуйся, в книгу вечной жизни вписаться нам помоги; Радуйся, о вхождении в Царствие Небесное незапрещенный ходатайствуй. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 2
видя праведных Иоакима и Анну, явившегося им ангела, возвещающего о рождении твоем, пресвятую деву, слава Богу, который как бы снял упрек в бездетности их и всем сердцем возгласил горячо: Аллилуйя.
Икос 2
Всеблагий Господь исполняет разум божественного строительства и Своего нисхождения на землю, начиная с послания Своего ангела возвестить Иоакиму и Анне о рождении Твоем, блаженная Дева. Тебе же хвалебно вопием: Радуйся, божественного ума явление; Радуйся, дивного видения его исполнившая. Радуйся, воплощению Сына Божия послужить предопределенная; Радуйся, из всех родов по всему цареву жилище избранная. Радуйся, яже в раю, возвещая змия искусителям вражду между тою и женою и семенем ее, предвещая; Радуйся, по исполнению времен от неплодных волею Божиею славное случилось. Радуйся, своим Рождеством род человеческий услаждая; Радуйся, плача жаждущих радости Израиля возложившая. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 3
Сила Всевышнего разрешает неплодие праведной Анны, во дни ее родившей: Ты зачала, Пречистая, и радостно поешь песнь хвалебную Богу Израилеву: Аллилуиа.
Икос 3
Имея нечеловеческое рождение Спасителя душ и телес наших, ты и сама, яко чудо перед великим и непостижимым чудом, от бесплодных родителей славно рожденная, блаженная Дева. Поем и Тисице: Радуйся, от корня Иессея и Давида исшедшая; Радуйся, от бесплодных грядок Анны прекрасной, чудно прохладная. Радуйся, по пророчеству Исайи, Богородице прежде старости явившаяся; радуйся, по обетованию Ангела рожденная. Радуйся, скинию завета и ковчег завета осеняемый; Радуйся, цветущим жезлом Аарона не символизировавшийся. Радуйся, прежде рождения твоего от Богородицы Слова освятившая и уготовавшая. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 4
Бури людских упреков о бесплодии своем даны были в зачатии Твоем, Пресвятая Дева, радуются праведные родители Твои, и в честь рождения установления Твоего, великого творения родных и знакомых, и радуются о них и вопиют к Богу, сотворившему милость Свою, песнь хвалебную: Аллилуйя.
Икос 4
услышав окружающих людей, будто дочь Иоакима и Анны звали Мария, это и есть Владычица, я понял, Пречистая, Великая и Преславная Ты не только в людях, но и у Бога. Впрочем, мы хорошо знаем об этом событии, чтим Тебя: Радуйся, Пресвятая Дева, не от человека, но от Ангела, имя свое еще прежде зачатия получила; Радуйся, именем сей Владычицы всех тварей достойна. Радуйся, пока твои праведные родители благодарят Бога за твое рождение, и преподносят Ему великие дары; Радуйся, яко родственница и знакомая, и трапезу окаянным с любовью сотворила. Радуйся, яко от священников, дому родителей о торжестве званных, благословен еси! Радуйся, яко из всех собравшихся на радость оной хвалили и прославляли еси. Радуйся, паче всякой славы и хвалы показавшая; Радуйся, в деле Слова Божия утвердившийся. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 5
Божественная звезда, возвещающая пришествие солнца правды, Христа Бога нашего, явилась в рождении твоем, блаженная Дева; тот же народ Божий, пришествия Спасителя верою, предвкушая, видя тя чудесно родившимся от неплодных, таинственно радовался и восклицал: Аллилуйя.
Икос 5
видеть праведных Иоакима и Анну, рожденную от них Божию Матерь, Марию, о Нейже, Ангела Божия род чудный и чудный возвещать, яко лук Божий. Она служила, воспитывала и оберегала Ю, как зеницу ока. При этом славим отцов Божиих, удостоившихся родителей своих за то, что таковая дочь, Деве Марии, радостно поем: Радуйся, Пречистая Дева, яко по рождении Твоем родители весьма счастливы; радуйся, яко твоему явлению в мир ангелы и люди радуются созвучно. Радуйся, яко все пророки в ряду предлогов говорят о тебе; Радуйся, яко есть один из них с закрытыми вратами, но гора, осенившая тебя, именуется. Радуйся, яко вся славная древность таинственно о тебе глаголаша; Радуйся, яко град и село Божие призывают уста псалмопевца. Радуйся, семисветильниче, яко семи даров Святаго Духа исполнися бытием, предвозвещенная; Радуйся, золоченая трапеза с хлебом приношения, которую Хлеб Жизни, Христос, по рождении, возвестила. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 6
Вестник богоносной вещающей и исполняющей глаголы, волею Творца творения на земле явися еси, блаженная дева, цвет нашего естества, призыв Адама и Евы и первая благость возведения. Все же верные в рождении твоем обрели радость, духовно торжествуют и дивно поют в совете Его Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 6
Вознесшись в рождении твоем, пречистая, заря нашего спасения, во исполнение божественного промысла, хотя ты и достоин всех родов, явился ты плоти Творца твоего, пришедшего спасти род наш от клятвы древние предки. Посему вопием Тисице: Радуйся, Адама и Евы обращение; Радуйся, клятв древних отречение. Радуйся, закону высокому конец и благодати новой начало; Радуйся, провидение Божественного таинства и добрых дел, всегда нас наставляющее. Радуйся, во всех рождениях соединившаяся, достойная стать делом Слова Божия; Радуйся, и нам новых людей во Христе, Матерь духовную явившаяся. Радуйся, Твоя материнская забота, нас не оставляющая; Радуйся, яко сыны и дочери Сына Твоего достойны и радостны уготовить нас. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 7
Если же и ты хочешь воздать обеты твои Господу, то праведные родители твои, блаженная дева, приносят тебе в храм Господень со славою и радостью многолетнюю деву, первосвященника (Захарию), в объятиях Дух Божий, введи Тебя во Святое Святых, только как предзнаменование Твоего Святейшества. Ибо ты не в себе вместил кивот завета, но святых Пресвятого Сына Божия, принявшего Свою девственную плоть в твоей жизни. Ему девственными ликами своими пели вы: Аллилуйя.
Икос 7
Новое и славное провидение Божие было о тебе, Дева Мария. В храме Божием живая пища из рук ангельских принята Тобою, Пресвятая. Тем же Тебе молимся: питай нас благодатною пищею, да возрастем духовно в мужа совершенного и Тебе, Всецарице, похвально возгласом: Радуйся, добродетелями украшенная, Дево, в храме Божием жить и быть достойным быть ангельским собеседником; Радуйся, пищу, посланную тебе от Бога от Ангелов во Святом Святых, принявшая. Радуйся, с хлебом небесным во храме чудесно воскресшая; Радуйся, к великому таинству воплощения Сына Божия уготовавшая. Радуйся, яко повелением Божиим на земле усердно тебе служу; Радуйся, яко ныне на небе, яко царица, благоговейно служащая тебе. Радуйся, яко и мы недостойны похвалы, всегда чтим тебя; Радуйся, яко родивших тебя крестных всегда благословляем и в молитвах призываем. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 8
Странное рождение Пресвятой Богородицы увидев, оставим суетный мир, ум вознесся к небу, где Богородица во славе стоит пред Сыном Своим и Богом, ходатайствуя за Него за всех верных, всеславную Ее рождения (и во храм) любовью празднующих и возглашающих Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся тварь в Твоем рождении, пречистая, обретает радость, пожирая печали предков: Христом Богом, пришедшим от Тебя, наше естество, во грехе непослушания падших, от падения восхода и вновь, благотворно Творимых Создатель. Темже трогательно вопиешь: Радуйся, вселенские радости предвещая; Радуйся, Таинство Века Сокровенного Явления. Радуйся, Ехуже осенней; радуйся! Радуйся, Еюже Иоакима и Анну от поругания бездетности освободившая; Радуйся, яко бесплодие сердец наших на плодоношение употребила. Радуйся, яже обилие вечных благ верным от Господа подается. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 9
Все ангелы Божии, не ведавшие тайн Богочеловечества Собора Триединого Божества со времени сокровенного и окончательно явленного Девой Марией, сильно удивились, увидев, как дочери Иоакима и Анны были необычайно женственными по своей природе и уходили в Святая Святых. С тем же смущением обнимите прежнего, воскликните благоговейно: Аллилуйя.
Икос 9
Ветия, старейший, премудрый из царей Израильских Соломон, предвидящий рождение Твое, Пречистая, в Песне Песней, с удивлением восклицает: «Кто это, проникающий, как заря, добрый, как луна, избранный, как солнцу.» В то же время Церковь радуется Твоему празднику, радостно восклицает Тебе: Радуйся, светлейшее утро невечернего дня боговедения, в законном своде, яко во тьме, лучезарная; радуйся, солнцеобразная Дева, истинное Солнце — Христос, введший в мир девственным воплощением и тем просветивший всех.Радуйся, светоподобная стихия, по существу принявшая Бога, живущего в неприступном свете; радуйся, безграничное своим обнявшая малая жизнь, все концы мироздания объемлющая. Радуйся, полнолуние, непосредственно божественный свет принимающая и тем просвещающая нас; Радуйся, чистейшее зеркало, в котором чудесно и истинно изображаются многие совершенства Божии. Радуйся, нас внушающая совершенство добродетелей твоих; радуйся, немощные силы наши на добрые дела укрепи. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 10
Спаси хоть род человеческий от первоначальной клятвы, сотвори Господу дивное видение своего таинства: ибо ты избрал себя, пречистую, из рода Авраама и Давида, и воплотился тобою без семени, по преступлении уставов природы, но и сделал тебя из заматоревша и бесплодного корня Иоакима и Анны праведной. Так и твое рождение (и вступление во храм) сегодня, которое празднует и рождает тебя с песнями хвалебными и возгласами Богу: Аллилуйя.
Икос 10
Царь Небесный, ради нашего спасения, хотя бы явившегося на земле и живущего с людьми, святую чертогу воплощения Своего Ты, пречистый, уготовал, дав плод бездетной Анне, плачущей вместе с ее муж, который просил решения его бесплодия. Темже молимся Тебе, Богомати: разреши душевную немощь, да приносим Богу плод добрых дел добродетели, и вопием Тебе: Радуйся, светлейшая Чертеже Божия безсемянаго воплощения; Радуйся, одушевленный Палато, уготованный во всей Царской резиденции. Радуйся, светлейшее облако, яже нисходит к нам Сидящий на престоле богини; Радуйся, ходатаю закона и благодати, запечатлевшая в Ветхом и Новом Заветах. Радуйся, нешепчущий Лозо, прекрасный цветок — Спасителю мира, выросший; Радуйся, яблочко благоуханное, из бесплодия выросшее и Христу угодившее. Радуйся, и мы, певчие Твои, угоди Христу ревнителей представить; Радуйся, яко не лишаешь нас, бесплодных добрых дел, утешения душевного. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 11
Не отвергай приносящих во храм, добрая госпожа, но родивших тебя, будь с нами благословенна, моли о нас Сына Твоего и Бога нашего, да дарует Он прощение и исправление грехов, ежи в слезном покаянии мы пойте Ему с благодарностью: Аллилуйя.
Икос 11
Светоприимчивая и первенствующая божественного света от свечи, Единородная дочь Иоакима и Анны, предизбранная быть Матерью Единородного Сына Божия, ныне от неплодного лучезарного произида, озаряющая все свое рождение (и вступление во храм) верное торжество и благоговейные возгласы: Радуйся, светлая свече, божественным пламенем возжигаемая; Радуйся, и так просвети и согрей нас благодатно. Радуйся, таинственная Клеще, во чреве и в руках твоих Божественный носил Христа Господа носившая; Радуйся, и мы в таинстве Вечери Господней приимуще достойно. Радуйся, живой и украшенный храм Господень, о Немже Давид поет: «Свят храм твой, чудный во истине»; Радуйся, святой фимиам, не фимиам, в воздухе стекающий, но Христе, вечный фимиам в себе держащий и им благоухающий всю тварь. Радуйся, престоле славою вознесенный, живое престоло великого Царя, Спаса и Господа нашего; Радуйся, Царица неба и земли, с Сыном Твоим и Богом, царствующим во веки и не забывающим нас, нищих. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 12
Благодать больше, чем природа, действие, проявленное в Твоем рождении, пречистом; Когда Господь услышал молитву твоих бездетных родителей, Господь дал тебя им в утешение, как Исаака Аврааму и Сарре, и вместе возжелал совершить над тобой таинство и приготовить тебя как мать своего единственного сына, нашего обетованного Искупитель. Благодаря ему мы поем: Аллилуиа.
Икос 12
Твое славное рождение от неплодия (и во храм Господень) воспеваем, Тебя, пречистую, яко тайну Божию о нас спасающем взоре, воплощение Божие, Слово тебе открывшее, и вопием Ты: Радуйся, чистая Ноевая Голубка, рождением твоим прекращение потока смерти возвестившая; Радуйся, принеся ветвь Евангелия Христа Спасителя погибающему от греха человеческому роду. Радуйся, в женах блаженная, послушанием твоим Богу непослушание бабки Евы исправившая; Радуйся, скорбь Адама и прочих предков (уставших ждать пришествия Искупителя) в радость о твоем рождении обратилась. Радуйся, ибо Рождество твое есть радость всей вселенной принести; радуйся, ибо рождению матерей твоих радуются и бесплодным плодам радуются (веди, яко от бесплодия пришел). Радуйся, яко всякое рождество твое (и вступление во храм) верно и благочестиво празднуешь с благодатною радостью; Радуйся, с Сыном Твоим, одесную Отца во славе Его, сиди нас и много умоляй Его. Радуйся, Пречистая Дева, извечно избранная Матерью Спасительницы мира.
Кондак 13
О, Пречистая и Пречистая Матерь Дево, прими сию хвалебную песнь нашу в честь Твоего преславного рождения (и во храм введения) принесенную, и возроди в нас стремление к вечным благам, вместе избавь и нас, Твоих Святая Церковь, отечество наше и обитель живи от всяких бед и напастей, от врагов видимых и невидимых, гарантируя нам грядущие муки и Царство Небесное, но во веки веков о Тебе вопием: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).