Алипий иконописец Печерский

Образы святых были особенно почитаемы в России на протяжении всего времени, большинство из них обладали чудодейственной силой. Христиане обращаются к божественным ликам в молитве за помощью, но мало кто задумывается об авторе живописного творения. Алипий Печерский иконописец — святой, киевский художник XI века, обладавший даром исцеления, прославившийся как написанными, так и отреставрированными иконами.

Алипий Печерский, биография в иконах

Вся информация о жизни святого иконописца связана с изображениями святых, которых он писал. История не сохранила точной даты его рождения и сведений о его родителях. Первые сведения об Алипии относятся ко времени князя Всеволода Ярославовича.

Благодаря заступничеству преподобного Никона, к которому явились преподобные отцы Антоний и Феодосий, умершие 10 лет назад, и предложили пригласить иконописцев из Греции, началось восстановление Печерской православной церкви, а параллельно и преподавание иконописи в России.

Об иконах:

  • Иконоборчество в православии
  • Кто пишет иконы для православной церкви?
  • Выбор иконы заступницы

Родители Алипа, имя которых неизвестно, убедили греческих художников взять его в ученики, видя способности сына к рисованию. Юный подмастерье стал свидетелем чудесного явления святого образа Пречистой Богородицы, когда украшал росписью и мозаикой алтарь в Печерской церкви.

Лик Богородицы засиял ярчайшим светом, а из ее уст вылетел белоснежный голубь, который пролетел через весь храм и достиг уст Спасителя, изображенного на иконе в верхней части церкви.

Молодой человек, окрыленный благодатью Святого Духа, с радостью и уважением помогал учителям. После завершения работ, когда православная церковь засияла новыми освященными образами и греки вернулись на родину, блаженный Алипий решил стать монахом, на что его благословил преподобный игумен Никон.

Наделенный Богом, иконописец сначала видел в себе будущие творения, он как бы чувствовал души изображаемых святых, воплощая их в иконах. На святых ликах, созданных благословенным художником, чувствуется образ души изображенного святого, переданный очень искусно.

Работа во славу Господню

Искусный мастер не видел своей жизни вне написания икон; он работал не ради денег, а во славу Господа, бесплатно раздавая свои творения священникам, братьям и простым, молящимся посетителям православной церкви. Блаженный иконописец был глубоко тронут древними ликами святых и был счастлив восстановить их безвозмездно.

Безделье было неведомо святому; если он не творил, то пребывал в поклонении. Слава об иеромниче Алипии, обладавшем чудодейственной силой, распространилась не только в Киеве, но и далеко за его пределами. Часто клиенты оставляли деньги за работу, которые святой делил на три части:

  • за материалы для работы;
  • для нужд монастыря;
  • на нужды монастыря; и для бедных.

В те времена, когда не было заказов, благословенный мастер писал картины для собственного удовольствия, а затем дарил свои работы тем, кто жертвовал золото и серебро для украшения божественных ликов. Работая днем, святой бодрствовал и молился ночью, часто постился. Он отказался от иконописи только в пользу молитвенных служб, которые никогда не пропускал.

Чудеса святого иерея

Чистота, добродетель, терпение и другие благочестивые качества святого были отмечены игуменом монастыря, и преподобный Алипий был возведен в сан священника. Монахи сравнивают его со свечой в светильнике Божьем, он стал примером для подражания, показывая красоту добродетелей. Бог дал Блаженному дар творить чудеса, исцелять больных и помогать обездоленным.

Исцеление прокаженного

Это дело осталось в истории Печерской церкви и передается из поколения в поколение. Некий богатый киевлянин страдал от проказы, он посещал всех лекарей, обращался к колдунам и язычникам, но его состояние становилось все хуже. Когда друзья посоветовали ему поклониться святым образам в Печерском монастыре, больной проказой неохотно согласился.

Сам игумен встретил его, дал ему испить воды из святого колодца, и он омыл ею свое лицо. Все были в ужасе от того, что произошло дальше. На теле прокаженного начали открываться раны, гной начал течь ручьями, наполняя воздух вокруг него тошнотворным зловонием. Смущенный, пристыженный, прокаженный удалился в свой дом и надолго заперся там в ожидании смерти.

Прошло время, прокаженный начал молиться, взывать к Богу и решил вернуться в монастырь и покаяться в своих грехах. Господь сделал так, что больной встретился с блаженным Алибабой, который рассказал прокаженному о силе крови Иисуса, покаянии и прощении.

Блаженный помазал прокаженного для исцеления от проказы, отнес его в храм для причастия, а затем омыл водой, предназначенной для омовения священников, принимающих Святые Таинства. И тут же произошло чудо: струпья проказы отпали от больного, и он вернулся домой в добром здравии.

Подобно Иисусу, исцелившему прокаженных (Мф. 8:4), Алипий повелевает освобожденному от проказы человеку предстать перед священником и возблагодарить Бога. В память об исцелении своего прадеда и в благодарность Богу потомок этого киевлянина предложил золото за частицу священного ларца.

Как и Христос, блаженный иконописец помазал больного краской, подобно тому, как Иисус омыл его глаза грязью (Ин 9:6-7), а затем омыл его водой для физического исцеления и духовного прозрения, чтобы исправить слепоту его души.

После исцеления больного иконописец обратился ко всем присутствующим со словом Божьим, подчеркнув, что люди в мире хотят служить двум господам, но Бог ревнив, Он никому не дает славы Своей (Мф. 6:24).

История с семью иконами

Зная отношение святого к деньгам, два монаха решили воспользоваться этим, когда к ним обратился знакомый из Киева с просьбой, чтобы отец святого написал иконы для недавно построенной церкви. Благочестивый человек дал им серебро и доски для росписи святых изображений. Проходит время, клиент спрашивает результат, а мошенники, присвоившие серебро, говорят, что иконописец сказал ему дать больше денег.

Киевлянин не стал спорить и заплатил второй, третий раз, лишь бы получить иконы, написанные святым, ибо знал, что многие из ранее хранившихся в храмах святых ликов обладают чудодейственной силой. Через некоторое время нечестные монахи объявили, что иконописец взял деньги, но писать не будет.

Терпение сурового человека иссякло, он взял свою свиту и пожаловался игумену монастыря. Вызванный Алипий был очень удивлен этой новостью, сказав, что ничего не слышал об этом приказе. Монахи подтвердили, что видели мемориальные доски на территории монастыря, и отправились за ними.

Трудно передать трепет, изумление, благоговение перед чудом, увиденным на искусно расписанных святых изображениях. Все присутствующие преклонили колени в молитве благодарения Богу, увидев иконы Божией Матери и Спасителя, написанные рукой ангела.

Прибывшие мошенники, не увидев чудесно написанных изображений святых, тут же стали обвинять Алипия в мошенничестве и растрате. Разъяренный игумен, указывая на иконы, написанные Самим Творцом, сказал, что они свидетельствуют о невиновности иконописца. Мошенники упали на колени и признались в своем грехе, но были изгнаны из монастыря.

Когда грешник согрешит, он не сможет прекратить свое злодеяние, пока не покается.

Столкнувшись с этим, изгнанные из монастыря монахи стали ходить по городу и распространять хулу о том, что иконы написали они, а блаженный мастер обманул всех, приписав эту работу Святому Духу. Жители города отправились в церковь, чтобы увидеть чудесные картины. Сам Господь встал на защиту помазанного Богом мастера. Во время пожара, произошедшего в Подолии, церковь, в которой хранились реликвии, сгорела, но семь икон были найдены нетронутыми на пепелище.

Князь Владимир Мономах услышал о чуде, совершенном Богом для оправдания Алифия, пришел на место сгоревшей церкви, выбрал икону Божией Матери и отправил ее в Ростов, в построенный им храм. Ростовская церковь также пережила несколько пожаров и разрушений, но лик Божией Матери остался невредимым, подтверждая добродетельную жизнь преподобной святой Алипии Печерской.

Икона, написанная ангелом

В 1114 году пришло время, когда Господь призвал святого на небо, но перед смертью он явил еще одно чудо. Отец Алипия взял заказ на роспись божественного лика Богоматери, пообещав, что это будет сделано к празднику Успения Богородицы, но сам заболел в ожидании. Клиент был очень обеспокоен, но получил убедительное обещание, что заказ будет выполнен в срок.

Подождав некоторое время, благочестивый человек снова пришел к святому и нашел его умирающим, впавшим в великую печаль. После ухода убитого горем и разочарованного мужа умирающему блаженному явился прекрасный юноша, который взял кисти и начал писать икону Богородицы. Через три часа великолепная работа была закончена, и святой понял, что сам Бог послал ангела творить через него.

В полночь ангел и нарисованная им картина исчезли. Благочестивый человек и в эту ночь не спал, молился и спрашивал Господа, в чем его грех, что Творец не благословил его новой иконой. Утром он пошел в храм, чтобы попросить Бога простить его грехи, открыл дверь и упал на колени, увидев святой образ, стоящий на приготовленном для него месте.

Обрадованный муж отправился в монастырь и рассказал игумену и братии о чуде, явленном через монаха-отца Алипия, после чего блаженный мирно почил 17 августа по старому стилю. Завуалированное тело святого было положено в гроте святого Антония, где оно хранится и по сей день.

Почитание

Дважды в год православный мир почитает святого на службах 30 августа и 11 октября, молитвенно вспоминая его в день Синаксаря преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Гротах Блаженства.

С начала XII века в гротах Святого Антония хранятся мощи преподобного Алипия, канонизированного православной церковью. Историки не определяют, какие именно иконы были написаны иконописцем святого.

Известно, что Великая Панагия была написана Алипием и позже пожертвована Владимиром Мономахом в ростовский собор Успения Богородицы. Свенская Печерская икона Божией Матери приписывается великому художнику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: