Посты в христианстве. Православный пост

Многодневные посты

Великий Пост в 2016 году с 14 марта по 1 мая.

Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот.

Пост в православии отличается большей регламентированностью и упорядоченностью. Обычно пост предваряет великие праздники: это Великий пост, приуроченный к празднику праздников Пасхе — (занимает 48 дней строгого поста), два летних поста, Петров и Успенский, и Рождественский пост.

Петров пост соблюдается перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, особенно почитаемых не только православными, но и католиками. Как известно, апостолом Петром было установлено и ныне существующее папство. Этот пост длится недолго и считается одним из наиболее легких и незаметных. Иногда он может идти всего две недели, и это зависит от того, когда отмечается Пасха, в целом его рамки определяются так: от двух до пяти недель перед 12 июля, датой праздника Петра и Павла.

Успенский пост отличается особой строгостью (длится две недели перед праздником, дата празднования – 28 августа), так же как и Великий. Это означает, что в течение всего времени нельзя употреблять пищу животного происхождения и молочные продукты, за вычетом праздников, которые выпадают на пост (тогда разрешается рыба, растительное масло и вино в небольших количествах). Можно есть только растительную пищу, есть еще некоторые тонкости, связанные с употреблением масла и способом приготовления овощей, но, как мы уже упоминали, в пост нужно вливаться осторожно, по силам и возможностям организма. Тем более древний устав, принятый Вселенским собором, оговаривает все эти строгости только для монашествующих, миряне (которыми мы с вами являемся) могут сделать свой пост строже по собственному желанию и обязательному благословению духовника. Также делается послабление людям, страдающим различными заболеваниями, – позволяются к употреблению молочные продукты. Кстати заметим, в другие посты, то есть в Рождественский (в народе его еще называют «филипповками») и Петров пост рыба разрешается, как основной заменитель мяса по содержанию белка.

Рождественский пост продолжается 40 дней перед Рождеством (7 января), хотя это не строгий пост, как, например, Великий, тем не менее, в его соблюдении есть некоторые тонкости, которые нужно разъяснить.  6 января, или Рождественский сочельник отмечается особым постом. Для более достойного приготовления к празднику Церковью усиливается предшествующий сорокадневный пост и запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, «до звезды», после чего впервые принимают пищу—  едят сочиво. «Сочивом» называлась каша из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы («сочевицы»), смешанных с семенным соком или «молоком» — «сочивом» (миндальным, ореховым, маковым, конопляным). От слов «сочиво», «сочевица» произошло и само название сочельника. В более древние времена сочиво называли «коливом» — это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также «узвар» (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар — основные традиционные блюда Рождественского сочельника. На следующий день, в праздник Рождества Христова (25 декабря/7 января), полагается разрешение поста независимо от того, на какой день недели этот праздник приходится: можно есть скоромное.

Великий пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также этот пост называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях поста Иисуса Христа в пустыне. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица – воспоминание  страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой или Христовым Воскресением. В течение Великого поста разрешается только растительная пища, исключение составляют двунадесятые (то есть особо почитаемые) праздники – Благовещение (справляется 7 апреля по новому стилю) и Вербное воскресение, или Вход Господень во Иерусалим, в эти дни можно употреблять рыбу. Также послабление делается в Лазареву субботу, которое приходится перед Вербным Воскресеньем, — можно есть рыбную икру. Особенно положено поститься в первую, Крестопоклонную, и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино».

Календарь Великого поста на 2016-й год


Кроме этих многодневных постов почти во всё время года постными являются среда и пятница каждой недели, а также несколько памятных дат новозаветной истории: строгий пост в день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи — 11 сентября, строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня —  27 сентября, Крещенский сочельник — 18 января.

В христианской традиции есть понятие «сплошная седмица» — в седмицу (неделю) ограничений на еду не накладывается. Обычно такие недели случаются перед постами или после больших праздников. Например, Пасхальная седмица — неделя после Пасхи, Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы, Святки — с 7 января до 18 января, то есть 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня — Крещенского сочельника, седмица мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста, Масленица (без мяса) — неделя перед Великим постом.

В пост нужно входить аккуратно, чтобы не нанести себе вреда, но не забудьте, что выходить из него нужно не менее осторожно и бережно! Не нужно объедаться, соскучившись по любимым блюдам, не стоит перегружать желудок, который долгими стараниями за время поста обрел относительную гармонию, не надо доводить себя до плачевного состояния. В великие праздники, когда верующие разговляются, не редки случаи попадания в больницу с острыми приступами, вплоть до реанимации. Все мы в детстве читали книжки про индейцев и помним, как они выходили из голодания – постепенно, аккуратно, не нанося тяжких сотрясений своему организму. Не нужно забывать, что пост – это особая форма самоограничения, и, исходя из этого, нужно делать соответствующие выводы.

Итак, что же входит в понятие постной пищи? Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. «Скоромной едой» являются мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их кондитерские изделия. Однако, если ваш образ жизни пока не позволяет поститься столь строго, то не стоит опускать руки. Вот как это комментирует священник Андрей Вахрушев: «Пост, конечно, не цель, но средство ее достижения. Однажды мне довелось услышать от одного состоятельного молодого человека, что он постится. „Каким образом? — спросил я его. — Он мне ответил: Я очень люблю свинину с белым вином, это входит в рацион моего питания, в период поста я не ем свинину и не пью белого вина, ем баранину и пью красное вино“. Конечно, не без улыбки можно это выслушать, но я подумал: и, правда, он недалек от поста.»

Строго оговаривается также воздержание от развлечений, общения с миром. Пост предполагает ограничение внешних впечатлений и удовольствий (чтение книг светского характера, посещение кинотеатров, концертов, спортивных мероприятий, прослушивание музыки, просмотр развлекательных телепрограмм). На Западе довольно распространена традиция поститься только в этом плане, скажем, постящийся просто не смотрит телевизор весь пост.

Детям предписывается поститься с семи лет. Однако священники советуют воцерковленным родителям в дни поста ограничивать и младших детей в развлечениях типа телевизора и сластей, чтобы ребенку не было слишком сложно резко входить в практику пощения по достижении семилетнего возраста. Определенные послабления позволены беременным и кормящим матерям, а также больным и пожилым верующим. Кроме того, не обязан придерживаться всех предписаний и путешествующий.

Однако православный обязательно должен посоветоваться с духовником и обязательно получить его благословение на отход от канона, с тем, чтобы избежать двух «опасных крайностей: пренебрежения к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию».

Опытные духовные наставники, пишет протоиерей Аркадий Шатов, «по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать и в однодневные, и в многодневные посты все, кроме мяса. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.

В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими-то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство».

Благодаря активному возрождению православия в России в 90-ые годы и все возрастающей роли Церкви в общественной жизни сегодня, тысячи россиян приходят в храмы и стараются придерживаться канонов православия. Однако главное – это не бездумное исполнение ритуалов, а искреннее чувство веры. Священник Глеб Грозовский (Санкт-Петербург) предостерегает: «И, если сегодня для нас пост — это не мода на церковь, а искренняя потребность, то постясь телесно (воздерживаясь от пищи животного происхождения), не будем забывать и о том, что главное предназначение поста – это помочь изменить наш греховный образ жизни и призвать к подражанию Образу Божию, подготовить нас к встрече с Богом».

«Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету... И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его… Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13). Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно чаще всего чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел».

Посты в христианстве. Католический пост

Глубинный смысл католического поста состоит в христианском совершенствовании. Ограничения в пище не являются самоцелью, а лишь путём достижения духовной свободы. В периоды постов верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию. Однако современные правила католической церкви позволяют верующим не изнурять себя слишком жесткими ограничениями, не совместимыми в нынешним ритмом жизни работающих людей. Политика церкви в этом вопросе гибка и мудра: внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа. Поэтому и общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена.

Современные католики руководствуются в соблюдении постов «Апостольской конституцией о покаянии» (Paenitemini), обнародованной Папой Павлом VI 17 февраля 1966 г. Согласно этому документу весь Великий Пост («Четыредесятница» — сорок дней, не считая воскресений) является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.

Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого Поста, кроме больших церковных праздников. В некоторых регионах (в частности, в Польше и странах Балтии) сохраняется древняя благочестивая традиция воздерживаться от мяса по пятницам на протяжении всего года.

В Пепельную среду, то есть в первый день Великого Поста, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Великую, или Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы днем строгого поста является рождественский сочельник.

В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, церковь позволяет провести дни покаяния иначе. Пост в католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост — с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье. «Апостольская конституция о покаянии» разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения там, где это обусловлено необходимостью.

До недавнего времени причастники должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения.

При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются милосердие и молитва, в соответствии с заповедью из книги пророка Исаии. «Таков ли тот пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». (Исаия 58:5-8)

Посты в христианстве. Протестантский пост

Сложность с определением правил протестантского поста заключается в том, что церквей протестантского вероисповедания достаточно много, и зачастую их обычаи различаются. Рассмотрим установления лютеранской церкви как последовательницы великого основоположника и вождя Реформации, основателя немецкого протестантизма, переводчика Библии на немецкий язык Мартина Лютера.

Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Именно обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако развитие католической церкви с течением времени пошло по иному пути: свобода уступила место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни стало причисляться к ереси, а сам пост превратился в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в артикуле 26 главного вероисповедного документа лютеранской церкви – «Аугсбургского Исповедания»: «В прежние времена учили… так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост как средство спасения: «… все сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего».

Однако лютеране вовсе не отменили посты. В Аугсбургском Исповедании (артикул15) говорится так: «Такие упражнения должны быть совершаемы… для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определенным временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определенные дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определенным дням и в отношении определенной пищи (артикул 26)». Таким образом Лютер рассматривает всю жизнь христианина как покаяние. Следовательно, и пост становится реалией всей жизни протестанта, а не отдельных ее периодов.

Каким же образом лютеране ведут себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует, отмечают члены Церковного Совета Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св. Петра и Павла в Москве, полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста лютеране сосредотачиваются на страданиях Христовых, что означает, в первую очередь, углубленные духовные размышления над Святым Писанием и уклонение от светских развлечений. В отношении же пищи, рекомендуют пасторы, следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».

Пост же в общеупотребительном смысле – как воздержание от еды и напряженные молитвы – существует и у протестантов других конфессий, но не носит календарный характер, то есть не приходится на определенные дни недели или на церковные праздники. Протестанты держат пост в особых случаях, например, при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений, для разрешения сомнений, укрепления в вере, перед серьезными событиями. Обычно посты не бывают очень длительными – чаще всего, не более трех дней. Однако протестантский пост – наиболее суровый среди всех христианских конфессий. Во время поста протестанты полностью воздерживаются от пищи и усиленно молятся, так как считают, что именно в это время молитва наиболее действенна. Поститься у протестантов принято как в одиночку, так и группой.



Есть что добавить к тексту? Если вы специалист-диетолог или священнослужитель, или просто есть что сказать — пишите!



Комментарии

Мисаил (11 марта 2015, 23:03)

Особенно ценно наставление признанного аскета, священника РПЦ Глеба Грозовского!

Ответить

Лена (25 ноября 2012, 23:11)

отличная статья. я уже более 10 лет живу в Германии и только сейчас узнала, в чем же отличие "наших" постов о "их". и в остальном хорошая подборка. спасибо авторам :-)

Ответить

Анонимно (6 июля 2012, 17:07)

Слава БОГУ за все.

Ответить

дина (8 апреля 2012, 06:04)

мой муж католик но держал пост по провославному он может отмечать свою пасху

Ответить

анюта (7 апреля 2011, 22:04)

спасибо очень важно чтобы дух душа и тело были в целостности в гармонии

Ответить

саша  (19 января 2011, 17:01)

я сам православный и хожу в минске в церковь и там очень хорошо душе спокойно

Ответить

саша (19 января 2011, 17:01)

нужно походить на бесседы и вам там расскажут

Ответить

izee (23 ноября 2010, 20:11)

Спасибо авторам! Теперь я разобралась, что к чему!=)

Ответить

гость (7 июня 2010, 18:06)

а я так и не понял: нужно просто не есть мяса и молоко?

 

Ответить

Мари (9 марта 2010, 19:03)

спасибо большое. Я нашла для себя ответы на многие вопросы. Очень хорошо подобран материал.

Ответить

Натали (1 февраля 2010, 14:02)

Прекрасная информация!Спасибо авторам!

Ответить

Оставьте комментарий

 

и другие рецепты на ваш вкус